Визуальное расписание
Чтобы повысить уровень самоорганизации учащихся, имеющих синдром раннего детского аутизма, уменьшить их тревожность, нецеленаправленное поведение во время учебного дня, было создано визуальное расписание занятий. Как известно, оно является одним из основных компонентов структурированного обучения, наиболее популярного метода для организации обучения детей с аутизмом.
Визуальное расписание представляет собой пластиковую доску с липкой лентой с прикрепленными в определенной последовательности карточками. Расписание организовано в формате «сверху вниз» и «слева направо». «Сверху вниз» оно проясняет, какой вид деятельности происходит в определенный период времени (например, передвигающаяся стрелка указывает на перемену после урока), а также готовит учащегося к возможным изменениям. Так, визуальное расписание даёт понимание того, что виды деятельности следуют друг за другом, а не каждый сам по себе. «Слева направо» расписание обозначает вид деятельности в форме картинки в реалистическом стиле (например, напротив слова «урок» учащийся видит картинку, где ребята мастерят поделки из бумаги, под картинкой записано название учебного предмета «трудовое обучение»).
Поначалу ведение визуального расписания занятий организуется в совместной деятельности учащихся с педагогом. Затем учащихся с помощью педагога и, наконец, учащийся ведёт расписание занятий под контролем педагога.
В верхней части визуального расписания отведено место для календаря, где горизонтально одно под другим прикреплены названия поры года, месяца и дня недели, написанные крупным шрифтом. Каждое утро учащегося подводит педагог к календарю и они «читают» названия поры года, месяца и дня недели.
Чем помогает визуальное расписание занятий при работе с учащимися, имеющими синдром раннего детского аутизма? Оно становится средством самоорганизации для них. У ребят снижается уровень тревожности, они становятся спокойнее. Уменьшается частота поведенческих проблем, так как деятельность в классе становится для учащихся более предсказуемая, без большого количества неожиданностей. Таким образом, у ребят возникает ощущение безопасности и уверенности в собственных силах.
Подготовила Вера Сергеевна Домасевич, учитель-дефектолог