ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении областного конкурса
«Лучший учитель-дефектолог (учитель[1])»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о проведении областного конкурса «Лучший учитель-дефектолог (учитель)» определяет порядок проведения областного конкурса «Лучший учитель-дефектолог (учитель)» (далее – конкурс).
1.2. Конкурс проводится с целью для выявления и распространения эффективного педагогического опыта работы.
1.3. Основными задачами конкурса являются:
– содействовать повышению качества образовательного процесса с обучающимися, имеющими особенности психофизического развития (далее – ОПФР);
– развивать творческий потенциал учителей-дефектологов (учителей);
– стимулировать рост профессионального мастерства учителей-дефектологов (учителей);
– выявить талантливых, творчески работающих учителей-дефектологов (учителей).
2. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
2.1. Участниками конкурса являются учителя-дефектологи (учителя) дошкольных групп центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специальных дошкольных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, классов интегрированного обучения и воспитания, специальных классов в учреждениях общего среднего образования, классов в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
2.2. К участию в конкурсе допускаются учителя-дефектологи (учителя) независимо от квалификационной категории, стажа работы и участия в конкурсах, проводимых ранее. Педагоги принимают участие в конкурсе на добровольной основе.
2.3. Участники конкурса имеют право на:
своевременную и полную информацию о конкурсных мероприятиях и критериях их оценки;
техническое обеспечение участия в конкурсе;
методическую помощь;
объективную оценку их профессиональной компетентности;
обращение в жюри конкурса по вопросам оценивания конкурсных мероприятий;
внесение предложений по повышению эффективности работы жюри конкурса и организационного комитета (далее – оргкомитет) по завершении соответствующего этапа конкурса.
2.4. Участники конкурса обязаны:
выполнять требования настоящего Положения;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство других участников конкурса;
соблюдать регламент, установленный жюри конкурса;
популяризировать свой опыт работы.
3. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
3.1. Конкурс проводится в период с 26.10.2020 по 05.02.2021 года.
3.2. Конкурс проводится по следующим номинациям:
«Лучший учитель-дефектолог специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания»;
«Лучший учитель-дефектолог (учитель) класса интегрированного обучения и воспитания (специального класса)»;
«Лучший учитель-дефектолог (учитель) центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
3.3. Конкурс проводится в три этапа:
– первый этап – 26.10.2020-06.11.2020 (в учреждениях образования);
– второй этап – 16.11.2020-27.11.2020 (районный/городской);
– третий этап – 25.01.2021-05.02.2021 (заключительный этап).
3.4. Непосредственное руководство подготовкой и проведением конкурса осуществляют главное управление образование Гомельского областного исполнительного комитета, государственные учреждения образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – ГОЦКРОиР), «Гомельский областной институт развития образования» (далее – ГОИРО).
3.5. Организацию и проведение конкурса на первом (в учреждениях образования) этапе обеспечивает оргкомитет учреждения образования, на втором (районном, городском) этапе – районные (городской) оргкомитеты, на заключительном этапе – оргкомитет по проведению областного конкурса.
3.6. В состав оргкомитета могут включаться представители отделов образования, спорта и туризма (образования) райисполкомов, управления образования Гомельского горисполкома, главного управления образования Гомельского облисполкома, ГОЦКРОиР, ГОИРО, опытные педагогические работники, иные лица (с их согласия).
3.7. Оргкомитеты каждого этапа конкурса:
осуществляют руководство подготовкой и проведением соответствующего этапа конкурса;
формируют и предлагают для утверждения составы жюри конкурса;
принимают заявки и необходимые материалы в установленные сроки для участия кандидатов в соответствующем этапе конкурса;
направляют заявки для участия победителей в следующем этапе конкурса;
определяют количество и виды конкурсных мероприятий, форму проведения каждого из них;
разрабатывают и утверждают программы соответствующего этапа конкурса;
определяют направление средств на проведение соответствующего этапа конкурса;
награждают победителей и лауреатов соответствующего этапа конкурса;
содействуют использованию педагогического опыта всех участников конкурса.
3.8. Составы жюри формируются из педагогических работников, имеющих квалификационные категории, не ниже либо соответствующие квалификационным категориям участников конкурса.
3.9. Жюри возглавляет председатель. Из числа членов жюри определяется ответственный секретарь.
3.10. Жюри каждого этапа конкурса:
оценивает конкурсные мероприятия на соответствующем этапе конкурса в соответствии с установленными критериями;
определяет регламент мероприятий на каждом этапе конкурса;
информирует участников о результатах проведения всех конкурсных мероприятий соответствующего этапа конкурса;
рассматривает обращения участников по вопросам, возникшим у них по результатам оценивания конкурсных мероприятий, на следующий день после завершения соответствующего этапа конкурса;
оформляет итоговую документацию и передает ее в оргкомитет соответствующего этапа конкурса.
3.11. На каждом этапе конкурса на заседаниях членов жюри принимаются решения, которые оформляются протоколами. Жюри правомочно принимать решение, если на заседании присутствует не менее двух третей его состава. Решение жюри считается принятым, если за него проголосовало более половины членов жюри, присутствовавших на заседании.
4. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
4.1. Организацию и проведение конкурса обеспечивают:
учреждения образования – на первом этапе;
отделы образования, спорта и туризма (образования) райисполкомов, управление образования Гомельского горисполкома – на втором этапе;
ГОЦКРОиР, ГОИРО – на заключительном этапе.
4.2. Конкретные сроки начала и окончания, место проведения первого (в учреждениях образования), второго (районного, городского) и заключительного этапов конкурса определяются руководителем учреждения образования, отдела образования, спорта и туризма (образования) райисполкома, управления образования Гомельского горисполкома, главного управления образования Гомельского облисполкома соответственно и доводятся до сведения заинтересованных лиц.
4.3. На первом (в учреждениях образования) и втором (районном, городском) этапах определяются по одному победителю в каждой номинации, которые принимают участие в следующих этапах конкурса.
На заключительном этапе конкурса определяется один победитель и два лауреата в каждой номинации.
4.4. Для обеспечения преемственности на всех этапах конкурса и создания единых условий определения победителей рекомендуется проводить следующие конкурсные мероприятия:
4.4.1. На первом (в учреждениях образования) этапе конкурса (обязательные):
– открытый урок (занятие) по теме, выбранной конкурсантом;
– представление опыта собственной педагогической деятельности на заседании методического объединения или педагогического совета учреждения образования. В выступлении участник раскрывает направления своей работы, осуществляет подробный анализ решаемых педагогических проблем и представляет свои педагогические идеи, реализация которых способствовала результатам, достигнутым обучающимися (далее – описание опыта собственной педагогической деятельности);
– иные мероприятия, определенные оргкомитетом (при необходимости).
Для участия в первом (в учреждениях образования) этапе конкурса в оргкомитет учителя-дефектологи (учителя) подают заявки и описание опыта собственной педагогической деятельности.
Конкурс на данном этапе проводится при наличии не менее двух кандидатов для участия в каждой из номинаций.
4.4.2. Второй (районный, городской) этап конкурса включает следующие мероприятия (обязательные):
– видеозапись урока (занятия) по теме, выбранной конкурсантом;
– описание опыта собственной педагогической деятельности.
Справочно: текстовые материалы представляются на бумажном и электронном носителях. Текстовые материалы печатаются на дух сторонах листа белой бумаги формата А4. Набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Word, шрифтом типа Times New Roman (14 пунктов), межстрочный интервал – одинарный. Выравнивание текста – по ширине. Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого – 30 мм, правого – 10 мм. В области верхнего колонтитула посередине указывается номер страницы.
– мастер-класс для педагогических работников. Тему мастер-класса участник конкурса определяет самостоятельно на основе личного опыта педагогической деятельности;
– иные мероприятия, определенные оргкомитетом (при необходимости).
На втором (районном, городском) этапе конкурс проводится по каждой номинации.
4.4.3. Заключительный этап конкурса включает два тура: первый (заочный), второй (очный).
Первый (заочный) тур заключительного этапа конкурса включает следующие мероприятия:
– видеофрагмент урока (занятия) длительностью 20 минут по теме, выбранной участником конкурса с приложением разработки занятия/урока (план-конспект, технологическая карта);
– видеопредставление опыта собственной педагогической деятельности длительностью не более 10 минут, в ходе которого педагог должен презентовать систему своей работы. Участнику необходимо представить себя, рассказать об особенностях своей педагогической деятельности, заострив внимание на авторских идеях, реализация которых привела к устойчивым результатам. Также участник формулирует тему мастер-класса, в ходе которого предполагается транслировать педагогический опыт.
По итогам первого (заочного) тура заключительного этапа конкурса определяется по 3 (три) педагогических работника в каждой номинации, продолжающих участвовать в мероприятиях второго (очного) тура заключительного этапа конкурса.
Второй (очный) тур включает следующие мероприятия:
– мастер-класс для педагогических работников длительностью 15 минут по теме, заявленной на первый (заочный) тур заключительного этапа конкурса.
– публичное представление опыта собственной педагогической деятельности длительностью не более 10 минут;
– ответы на вопросы жюри по теме опыта (не более одного вопроса от каждого члена жюри).
По итогам второго (очного) тура заключительного этапа конкурса определяется один победитель и два лауреата конкурса в каждой номинации.
4.5. Для участия в заключительном этапе конкурса оргкомитеты второго этапа конкурса не позднее 23.12.2020 направляют на электронный адрес ГУО «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» gckroir@post.gomel.by материалы, указанные в пункте 4.4.3
4.6. Критериями оценки конкурсных материалов являются:
– актуальность и соответствие опыта педагогической деятельности современным тенденциям развития специального образования;
– наличие условий для проведения уроков (занятий): отдельное помещение, обеспечение учебно-методическим комплексом, дидактическими пособиями, компьютерной техникой, электронными средствами обучения и др.;
– эстетическое оформление и соблюдение принципов зонирования помещения, где реализуется образовательный процесс;
– использование в работе современных педагогических технологий;
– использование компетентностного подхода при организации образовательного процесса;
– учёт особенностей психофизического развития обучающихся при организации образовательного процесса;
– использование специфических подходов при организации образовательного процесса с обучающимися с ОПФР (увеличенные размеры наглядности, индивидуальные карточки с заданиями, альтернативные средства коммуникации, использование объёмных и или реальных наглядностей и др.)
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
5.1. Финансирование организации и проведения второго (районного, городского) и заключительного этапов конкурса, приобретение дипломов, призов, памятных сувениров для награждения участников конкурса осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
5.2. Победителей и лауреатов заключительного этапа конкурса награждает главное управление образования Гомельского облисполкома дипломами в каждой номинации.
5.3. Информация о проведении конкурса и его результатах размещается в средствах массовой информации и в сети Интернет на официальных сайтах главного управления образования Гомельского облисполкома, ГОЦКРОиР, ГОИРО, отделов образования, спорта и туризма (образования) райисполкомов, управления образования Гомельского горисполкома.
Приложение 2
к приказу начальника
главного управления образования Гомельского облисполкома
СОСТАВ
организационного комитета по проведению заключительного этапа областного конкурса «Лучший учитель-дефектолог (учитель)»
Сапрыко Наталья Михайловна Никифорова Лидия Николаевна |
начальник отдела дошкольного, общего среднего, специального и профессионального образования главного управления образования проректор по научно-методической работе государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования», заместитель председателя |
Дулуб Ольга Александровна Усова Татьяна Михайловна Летошко Марина Васильевна |
главный специалист отдела дошкольного, общего среднего, специального и профессионального образования главного управления образования директор государственного учреждения образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», заместитель председателя заместитель директора по основной деятельности государственного учреждения образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» |
[1] Учителя специальных классов в учреждениях общего среднего образования и классов в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации