Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методическое объединение учителей-дефектологов ЦКРОиР по теме: «Отбор содержания и планирование работы по обучению поддерживающей и альтернативной коммуникации обучающихся ЦКРОиР» (01.04.2020)

Дата: 7 апреля 2020 в 17:42, Обновлено 3 декабря 2023 в 11:33

В 2019/2020 учебном году методическое объединение (МО) учителей-дефектологов Мозырского районного ЦКРОиР продолжает свою работу в рамках единой темы «Альтернативная и поддерживающая коммуникация как средство оптимизации жизнедеятельности обучающихся с ТМНР». Как известно, направленность коррекционно-педагогической работы определяется целью обучения коммуникации как основы нормализации жизнедеятельности, включения в социально-эмоциональное взаимодействие обучающихся. Так, 01.04.2020 г. состоялось очередное заседание МО по теме: «Отбор содержания и планирование работы по обучению поддерживающей и альтернативной коммуникации обучающихся ЦКРОиР».

Целью данного заседания было повышение уровня профессионально значимых качеств личности учителей–дефектологов  ЦКРОиР в  области  отбора содержания и планирования работы по обучению поддерживающей и альтернативной коммуникации обучающихся ЦКРОиР.

Задачи:

1.Определить основные критерии отбора содержания и направления планирования работы по обучению поддерживающей и альтернативной коммуникации обучающихся  ЦКРОиР.

2. Актуализировать представления участников МО об основных принципах работы по внедрению системы поддерживающей коммуникации

3. Осуществить выбор подходящих средств поддерживающей коммуникации, ориентируясь на основные группы пользователей поддерживающей коммуникации.

На обсуждение специалистов были вынесены следующие вопросы:

1. Отбор содержания коррекционно-педагогической работы по обучению поддерживающей и альтернативной коммуникации детей с особенностями психофизического развития;

2. Планирование коррекционно-педагогической работы по обучению поддерживающей и альтернативной коммуникации детей с особенностями психофизического развития;

3. Основные принципы работы по внедрению системы поддерживающей коммуникации;

4. Выбор подходящих средств поддерживающей коммуникации;

5.Картинные символы как средство поддерживающей и альтернативной коммуникации детей с РАС.

Учителя-дефектологи классов и дошкольных групп ЦКРОиР делились теоретическими и практическими аспектами своей работы по отбору содержания и планированию работы по обучению поддерживающей и альтернативной коммуникации обучающихся ЦКРОиР.       В рамках рефлексии обратной связи участникам МО были предложены тестовые задания, разработанные Ю.С.Бобр, руководителем МО. (Приложение 1). Данная форма работы позволила педагогам актуализировать имеющиеся представления и закрепить информационную составляющую заседания.

Приложение 1

Тестовые задания для самоконтроля учителя-дефектолога в рамках темы:

«Отбор содержания и планирование работы по обучению поддерживающей и альтернативной коммуникации (АПК) обучающихся ЦКРОиР»

1.Соотнеси описание с принципом работы по внедрению системы поддерживающей коммуникации:

Описание

1. Обучение использованию любой системы поддерживающей коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, котораятребует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.

2. Особенно трудно вывести использование системы поддерживающей коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы поддерживающей коммуникации.

3. Использование как можно большего количества дополнительных

знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление

и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию

понимания и вербальной (звуковой) речи.

4. При обучении использованию графической системы символов

ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.

1.Принцип избыточности символов;

2.Принцип постоянной поддержки мотивации

3.Принцип функционального использования коммуникации;

4.Принцип «от более реального к более абстрактному»

2.Соотнеси описание с принципом определения темы занятия по обучению АПК

Описание

1.Для занятия (урока) выбирается словарная тема, например «Овощи», «Домашние животные» и т.п. Однако при означенном подходе внимание сосредотачивается на овощах, способе их выращивания, месте произрастания, свойствах и качествах, то есть на знаниях и сведениях, а никак не на умениях;

2.Выбор темы  урока ориентируется на различные  коммуникативные ситуации  «Прием пищи», «Мытье рук», «Как я провел выходной день», в рамках которых актуализируется умение вести и поддерживать диалог, применение тех или иных коммуникативных умений в деятельности по самообслуживанию;

3.Выбор темы урока ориентирован  на средство коммуникации, например «Жест «Я» или «Картинный символ «Я хочу». В этом случае акцент смещается на формирование средств общения, расширение персонифицированного «словаря» символов;

4.Присутствие в формулировке темы коммуникативной функции, например, «Выбор предмета их двух», «Требование», «Отклонение» и т.п. на наш взгляд более всего отвечает потребностям образовательной практики, реализуемой в контексте компетентностного подхода. Подобная номинация занятия (урока) уже предполагает его практико-ориентированную направленность.

  1. Принцип следования коммуникативным ситуациям
  2. Принцип ориентирования на средство коммуникации
  3. Лексический принцип
  4. Принцип ориентировки на коммуникативную функцию

3.Соотнеси цель программы коммуникативного развития с группой пользователей поддерживающей коммуникации

Цель программ коммуникативного развития

Целью программы коммуникативного развития для представителей этой группы является обеспечение их такой формой коммуникации, которая станет их постоянным средством выражения,т.е. средством коммуникации, которое будет использоваться ими во всех ситуациях в течение всей их жизни.

Одна из целей программ помощи для этой группы – дать

им временный инструмент, который может уменьшить негативные

эффекты, возникающие из-за нарушений языка.

Цель программы коммуникативного развития для представителей этой группы состоит в том, чтобы люди этой группы научились пользоваться альтернативной формой коммуникации как родным языком

1. группа экспрессивного языка;

2. группа вспомогательного языка;

3. группа альтернативного языка

Руководитель МО       Ю.С.Бобр

  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.