Содержание
- Программные требования по образовательной области «Я и мир»
- Игра «Подбери по образцу»
- Игра «Божья коровка»
- Игра «Готовим обед»
- Игра «Профессии»
- Игра «Транспорт»
- Игра «Рыбки в море»
- Игра «Подбери по назначению»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Я И МИР»
Учебная программа «Я и мир» — одна из важных образовательных областей в системе работы с воспитанниками Центра. Дети испытывают трудности в установлении адекватных форм взаимодействия с окружающими людьми, что в свою очередь препятствует своевременному появлению осознанного отношения к окружающему миру и становлению личностных качеств.
Коррекционная работа с воспитанниками Центра носит комплексный характер и максимально приближена к тем условиям, в которых ребенок растет и развивается. В связи с этим содержание учебной программы по образовательной области «Я и мир» связано с развитием соматогнозиса (осознание собственного тела, его строения, положения в пространстве), а также самообслуживанием, дающим максимально возможную, в каждом конкретном случае, независимость от окружающих в сфере повседневных задач и позволяющим удовлетворять свои простые потребности (физиологические, в еде, одежде, личной гигиене, самоориентации). Целью образовательной области «Я и мир» является формирование практических умений ориентировки в окружающем ребенка мире с максимальным сокращением помощи взрослого. Данная цель реализуется через решение следующих задач: формирование и закрепление умений самоориентации (осознание собственного тела, ориентировка в схеме тела, в пространстве и т. д.); формирование и закрепление умений самообслуживания (прием пищи, одевание, личная гигиена, физиологические потребности); формирование практических навыков познания окружающей действительности при взаимодействии с ближайшим окружением ребенка (ребенок как член семьи, место жительства, друзья, ребенок и природа, безопасность жизнедеятельности и т. д.).
Структура учебной программы по образовательной области «Я и мир». Учебная программа «Я и мир» состоит из следующих разделов: «Самообслуживание», «Я как член семьи», «Я и окружение», «Я и природа». Данные разделы предполагают открытый перечень ситуаций, в которых может оказаться ребенок. Содержащиеся в нем темы помогут познавать на опыте и изучать ближайшее окружение, выполнять разные роли согласно общепринятым нормам; будут поддерживать максимально возможное для каждого ребенка развитие автономии, самостоятельность действий и формирование практических навыков, что в свою очередь будет способствовать наилучшей социальной адаптации ребенка в рамках его возможностей.
Занятия базируются на образовательной области «Самообслуживание» и проходят в старших группах. В этой части учебной программы формируются, уточняются и систематизируются знания о предметах и явлениях окружающей действительности, формируется целостное восприятие и правильное представление о человеке, его организме, потребностях и возможностях, о необходимости выполнять культурно-гигиенические требования и правила безопасного поведения в быту. В процессе коррекционной работы формируется положительное эмоциональное отношение ребенка к себе, положительное эмоциональное восприятие сверстников. Дети знакомятся с предметной и природной средой, учатся определять назначение, свойства и качества предметов. Содержание раздела «Самообслуживание» включает в себя дальнейшее формирование навыков самообслуживания, закрепление и расширение знаний, полученных ранее (прием пищи, пользование туалетом, одевание и раздевание, гигиена тела, сообщение о сигналах, поступающих от тела), а также формирование первоначальных навыков в распознавании и избегании опасных ситуаций, правил поведения в опасных для здоровья и жизни ребенка ситуациях. Раздел «Я как член семьи» предполагает формирование знаний о себе (имя, фамилия) и членах семьи, их действиях в быту, семейных праздниках и традициях. Формируются умения узнавать близких и родных, друзей лично и на фотографиях, соотносить изображение на фотографии с реальными людьми, выделять своих и чужих. Параллельно формируются навыки безопасного поведения с чужими людьми. В разделе «Я и окружение» формируются знания о месте жительства, учебы, педагогах, друзьях, о помещениях Центра, навыки безопасного поведения в помещении и на улице. В разделе «Я и природа» знакомим детей с частями суток, временами года и с сопутствующими им явлениями на основе практических действий, выполняемых ребенком в режиме дня в повседневной жизни, а также элементарными знаниями о растительном и животном мире и безопасном поведении в природе, навыками природоохранного поведения. Формирование умений, предусмотренных содержанием программы «Я и мир», осуществляется учителем-дефектологом на занятиях и воспитателем в течение всего пребывания ребенка в Центре.