Организация места
для проведения индивидуальных занятий
и индивидуальной работы в рамках индивидуально-групповых занятий в условиях ЦКРОиР
В работе с учащимися с тяжелыми множественными нарушениями групповые занятия часто являются групповыми только формально, но не по содержанию. В большинстве случаев форму проведения учебного занятия можно считать индивидуально-групповой. Будучи специально организованными, такие занятия позволяют одновременно заниматься с нуждающимся ребёнком индивидуально. Во время занятия учащиеся взаимодействуют в группе во время различных этапов (приветствие, зарядка и др.)
Место занятия должно быть визуально ограничено (по крайней мере на первых порах) – желательно располагаться в углу комнаты или у стены (если это не вызывает у ребёнка дискомфорт); тогда среда меньше провоцирует его на то, чтобы вставать и убегать.
Место где будет проходить занятие должно отвечать следующим требованиям:
- Минимально возможное количество стимулов, которые могут отвлечь внимание учащегося.
- Доступность материалов – педагог или ребёнок может легко достать или убрать их.
- У ребёнка должно быть обозначенное место.
Ячейки с заданиями пронумерованы, что позволяет учащемуся сформировать представление об объёме предполагаемой работы. На планшете перед ребёнком на верхней полосе присутствует такая же нумерация, как и на ячейках с заданиями, что позволяет учащемуся по ходу выполнения заданий заполнять нижнюю полосу планшета, одновременно соотнося одинаковые знаки: ячейка-верхняя полоса планшета и зрительно соотносить выполненные задания и то что осталось выполнить.
Учебное занятие должно иметь чёткую временную организацию – начало и конец, которые желательно обозначить звуковым сигналом (например звонком) и зрительно (при помощи визуального расписания дня, если такое имеется у ребёнка).
Для заполнения ячеек важно найти такие предметы, картинки и задания, которые привлекут внимание ребёнка, заинтересуют его. В самих пособиях как бы должно содержаться поощрение, чтобы интерес ребёнка к заданиям подкреплялся привлекательными для него материалами.
Такая форма работы в рамках индивидуально-групповых занятий предполагает то, что во время уроков в классе работают несколько специалистов, в нашем случае непосредственное взаимодействие с ребёнком во время индивидуальной работы осуществляет воспитатель персонального сопровождения. Между педагогами класса существует и строго соблюдается договорённость в отношении способов общения, характера и уровня предъявляемых к ребёнку требований.
Также данное, специально отведённое место, используется учащимися как уголок уединения во внеурочное время.
Подготовила Ю.С. Бобр, учитель-дефектолог класса «Г»