05.01.2023 года прошло заседание районного методического объединения учителей-дефектологов учреждений общего среднего образования по теме: «Особенности организации образовательного процесса с детьми с расстройствами аутистического спектра».
Цель методического объединения – повышение профессиональной компетенции учителей-дефектологов по вопросах организации образовательного процесса с учащимся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС).
Заседание прошло в форме семинара-практикума.
В теоретической части выступили:
Рафальская Марина Александровна, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №5 г.Мозыря» выступила с докладом «Аутизм: причины, симптомы». Отметила, что у мальчиков заболевание встречается гораздо чаще, чем у девочек. Рассказала об особенностях психического развития детей с РАС. Присутствующим был предложен для просмотра видеоролик «Мир глазами аутиста».
Басюк Ирина Ивановна, директор студии детского развития «Академик_и», рассказала об особенностях сенсорного развития детей с РАС. Басюк И.И. продемонстрировала фрагменты занятий с детьми с сенсорными нарушениями.
Юницкая Ольга Анатольевна, учитель-дефектолог ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района», поделилась опытом работы с учащимся с РАС. Рассказала как проявляется атипичный аутизм, что свойственно детям с данным нарушением, а также отметила особенности организации образовательного процесса с учащимися с РАС. Продемонстрировала наглядные и дидактические материалы, которые использует на своих занятиях.
Ерёмич Юлия Николаевна, учитель-дефектолог ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района» отметила, что в своей работе использует метод безошибочного обучения – это метод использования подсказок при обучении. Данный метод позволяет динамично обучать ребёнка новым навыкам, снять лишнее напряжение и тревогу во время занятий, вызываемую совершением ошибок. В работе с учащимся с РАС на своих занятиях использует различные виды подсказок: физическую, речевую, визуальную.
Дикан Наталья Фёдоровна, воспитатель персонального сопровождения ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района», рассказала об особенностях работы , отметила цель и задачи воспитателя для обеспечения персонального сопровождения ребёнка с РАС.
Глёза Валентина Вячеславовна, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №10 г.Мозыря» выделила основные проявления аутизма. Отмечает, что главным принципом в своей работе считает соблюдение интересов ребёнка. Необходимо учитывать реальный уровень развития ребенка, его особенности и ориентироваться на динамике достижений самого ребёнка. Работа с детьми с РАС требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания.
Учителя-дефектологи Юницкая О.А., Ерёмич Ю.Н. и Глёза В.В. продемонстрировали примеры письменных работ и показали фрагменты занятий с учащимися с РАС.
Завершила методическое объединение Перженица Лариса Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЦКРОиР.
При подведении итогов участники методического объединения поделились своими впечатлениями и пожеланиями, а также отметили важность и актуальность данной темы, так как ежегодно увеличивается количество детей с расстройствами аутистического спектра, и педагоги должны быть готовы оказать квалифицированную помощь и поддержку.