ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Процесс перехода к инклюзивной школе – это процесс изменения всего образовательного учреждения, направленный на устранение барьеров для равноправного и открытого участия всех детей в учебном процессе и жизни школы. При этом актуальным становится создание системы критериев для анализа и оценки происходящих инклюзивных процессов.
Английские авторы Тони Бут и Мел Эйнскоу (См.: Бут, Т. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу; под ред. М. Вогана; пер. с англ. И. Аникеев. – М.: РООИ «Перспектива», 2007. – 124 с.) предлагают три взаимосвязанных направления реализации инклюзии в учреждении образования. По каждому направлению выделяется ряд критериев – индикаторов, которые позволяют проводить оценку уровня внедрения инклюзии в учреждении.
Данная публикация представляет модель адаптации критериев оценки инклюзии, разработанных зарубежными авторами к условиям Республики Беларусь. Для определения показателей (индикаторов) может применяться подход, включающий оценку среды образовательного учреждения по трем направлениям: уровень доступности образования, деятельность коллектива по созданию инклюзивной культуры и степень реализации инклюзивной практики. В свою очередь каждое направление может быть представлено рядом показателей (индикаторов):
- Доступность образования:
- Близость расположения образовательного учреждения к месту жительства ребенка с особенностями психофизического развития – ребенок с особенностями психофизического развития имеет возможность обучаться и воспитываться в учреждении образования, расположенном в непосредственной близости от дома.
- Доступность здания, помещений – организация и создание в учреждении образования пространственных ресурсов, обладающих необходимым стимулирующим и поддерживающим потенциалом, безбарьерной среды.
- Доступность образовательной среды – индивидуальный подбор образовательной среды, использование в процессе обучения детей с особенностями психофизического развития адаптивных технологий, технических средств обучения, средств специального назначения и т.д.
- Наличие в штате сотрудников образовательного учреждения ассистентов педагогов для оказания помощи в организации учебно-воспитательного процесса для детей с выраженными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, незрячих, с расстройствами аутистического спектра и др.
- Привлечение специалистов (инструкторов ЛФК, физиотерапевтов, медицинских работников и т.д.) к оказанию необходимой коррекционной помощи в условиях учреждения образования.
Однако необходимо отметить, что наличие в школе пандусов, лифтов и других средств, облегчающих передвижение, не означает, что она является инклюзивной. Не менее важным является готовность и способность всех участников образовательного пространства к взаимодействию с детьми с особенностями психофизического развития, принятие принципов и ценностей инклюзивного образования.
- Создание инклюзивной культуры.
2.1. Готовность и способность сотрудников образовательного учреждения к работе с детьми с особенностями психофизического развития:
- принятие принципов и ценностей инклюзивного образования;
- проведение для педагогов тренингов по инклюзивной практике;
- сотрудничество и кооперация: командное взаимодействие участников инклюзивного образования;
- организация системы оказания консультативной помощи специалистам учреждения образования, и, прежде всего, – не имеющим специального образования;
- систематическое повышение квалификации специалистов инклюзивного образования.
2.2. Готовность и способность учащихся к совместному обучению и взаимодействию в условиях инклюзивного образования:
- проведение для учащихся системы тренингов по формированию толерантности к лицам с особенностями психофизического развития – использование активных форм работы по формированию у нормально развивающихся учащихся терпимости, сочувствия к детям с особенностями психофизического развития, развитию эмпатии, идентификации обычных учащихся себя со сверстниками с особенностями развития;
- проведение тренингов межличностного взаимодействия по гармонизации взаимоотношений в детском коллективе, включению детей с особенностями психофизического развития в коллектив, обучению учащихся конструктивным формам взаимодействия.
2.3. Организация взаимодействия с родителями:
- информированность родителей об особенностях инклюзивного образования, принятие ими инклюзивных ценностей;
- сотрудничество семьи и образовательного учреждения – обеспечение активного участия родителей ребенка с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательном процессе;
- взаимодействие семей-участников инклюзивного процесса (организация совместной деятельности, активное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях семей детей с особенностями психофизического развития и семей нормально развивающихся детей).
Третье направление (развитие инклюзивной практики) подразумевает включение учащихся с особенностями психофизического развития в учебный процесс, что достигается созданием учителем условий для активного участия ребенка с особенностями психофизического развития в учебной деятельности во время урока, организацией атмосферы сотрудничества.
3. Развитие инклюзивной практики:
3.1. Степень включенности учащихся с ОПФР в учебный процесс во время урока – создание учителем условий для активного участия ребенка с особенностями психофизического развития в учебной деятельности во время урока с учетом его возможностей и уровня развития.
3.2. Взаимодействие учащихся в ходе учебной деятельности – организация педагогом атмосферы сотрудничества на уроке, свободное обращение за помощью к одноклассникам учащихся с особенностями психофизического развития, предложение помощи со стороны нормально развивающихся учащихся.
3.3. Уровень благополучия микроклимата детского коллектива – социометрический статус детей с особенностями психофизического развития, уровень сформированности коллектива, деятельность педагога по оптимизации межличностного общения в детском коллективе.
3.4. Стимулирование и поощрение педагогами дружеских отношений с учащимися с особенностями психофизического развития.
3.5. Демонстрация коллективных и индивидуальных достижений учащихся.
3.6. Степень участия детей с особенностями психофизического развития во внеклассных и внешкольных мероприятиях – создание в учреждении образования условий для активного участия детей с особенностями психофизического развития во внеклассных и внешкольных мероприятиях с учетом их особенностей и возможностей.
Необходимо отметить, что только комплексная деятельность учреждения образования по реализации всех трех направлений обеспечивает создание инклюзивного образовательного пространства.
Используя предложенные критерии, учреждение образования может разрабатывать индивидуальные программы реализации инклюзивного образования.
Литература:
- Загуменнов, Ю. Л. Инклюзивное образование : создание равных возможностей для всех учащихся / Ю. Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. – 2008. – № 6. – С. 3–6.
- Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные образовательные учреждения : необходимость перемен / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. № 2. – С. 3–5.