Обзор материалов по вопросам специального образования,
опубликованных на страницах периодической печати
в феврале 2023 года
«Настаўніцкая газета»
№12 от 10 февраля 2023 года
Дарогамі дабра
Валанцёрства – гэта праца. Яно дапамагае многаму навучыцца: радавацца жыццю, цаніць кожнае яго імгненне. Дакладна ўсведамляеш, наколькі вялікую каштоўнасць і значнасць набываюць такія чалавечыя якасці, як шчырасці і самаахвярнасць. Валанцёр, Аляксандра Гарэлікава, выхавальніца групы падоўжанага дня сярэдняй школы № 45 Мінска, дапамагае маладым людзям, якія прыкаваны да інвалідных калясак, але пры гэтым не цураецца сваіх мар. Яна марыць стварыць свой сацыяльны праект, героямі якога будуць людзі з асаблівасцямі развіцця. Для конкурсу прыгажосці і таленту “Народжаная перамагаць” падапечная Аляксандры напісала песню і прысвяціла яе свайму мужу, якога не стала ў мінулым годзе з-за кавіду. Нумар атрымаўся вельмі эмацыянальным і прыгожым. У канцы выступлення за спінай Людмілы раскрыліся беласнежныя крылы, нібы ў анёла. Яна атрымала гран-пры і тытул “Міс абаянне”.
№15 от 21 февраля 2023 года
Вучымся балансуючы
Юлія Лебедзева, настаўнік-дэфектолаг сярэдняй школы №18 г.Барысава
Апошнім часам стала модным выкарыстанне нестандартнага абсталявання для карэкцыі розных парушэнняў маўленчага і інтэлектуальнага развіцця. Фітбол, балансіровачная падушка, нейракрэсла, батут, светлавы планшэт для малявання пяском. Юлія Лебедзева ў сваім артыкуле расказвае пра прымяненне балансборда на вучэбных і карэкцыйных занятках з мэтай мазжачковай стымуляцыі.
“Гомельская праўда”
21 лютага 2023 года
Играют песни Стинга на ложках
В Бабичской специальной школе-интернате Речицкого района учатся особенные дети – им диагностировали лёгкую либо умеренную степень интеллектуальной недостаточности. 70 ребят приехали из разных уголков Гомельщины, один ребёнок из Брестской области. Здесь они получают знания, навыки в труде, а после отдыхают в жилых блоках – в общем, находятся вместе круглосуточно. Поэтому сотрудники стараются создать максимально тёплую домашнюю обстановку, в чём точно убедились журналисты “Гомельскай праўды”
“Пралеска”
С. 15 – 17 “Реализация инклюзивных подходов в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития в учреждениях дошкольного образования”
Татьяна Усова, председатель Совета руководителей учреждений специального образования, директор Гомельского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
С. 56 – 57 Зима-затейница” коррекционное занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи.
Наталья Емельянова, учитель-дефектолог высшей категории, дошкольный центр развития ребёнка г. Чечерска Гомельской области.
“Диалог” №1
(январь-февраль 2023 года)
С.17 – 22 “Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций у детей с лёгкой и умеренной интеллектуальной недостаточностью”
Андрей Сергеевич Кипель, преподаватель кафедры психологии и физического воспитания Барановичского государственного университета
В статье проанализированы стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Описаны результаты эмпирического исследования доминирующих ресурсных моделей, лежащих в основе предпочитаемых стратегий преодоления у детей с лёгкой и умеренной интеллектуальной недостаточностью.
Спецыяльная адукацыя №1
(студзень – люты 2023 года)
НАВУКОВЫЯ ПУБЛІКАЦЫІ
С.3 – 7 Клинические проявления и диагностика вестибулярных расстройств у детей с нарушением слуха
С.В. Веренич, кандидат медицинских наук, доцент Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
Слуховая дисфункция – важнейший, но не единственный клинический симптом у слабослышащих и глухих пациентов. Нарушение слуха сопровождается расстройствами функционирования других сенсорных систем, нарушением речевого развития и моторной сферы. Статья посвящена характеристике расстройства вестибулярной функции у детей с нарушением слуха. Показана эмбриологическая и анатомо-функциональная близость слухового и вестибулярного анализаторов, описаны основные клинические проявления органов равновесия у пациентов с нарушением слуха и та роль, которую они играют в развитии детей с нарушением слуха. Проведён краткий обзор методов диагностики вестибулярной патологии.
С. 8 – 16 Образование лиц с особенностями психофизического развития: краткий исторический экскурс, некоторые тенденции и возможные пути развития
А.М.Змушко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной и инклюзивной педагогики Академии последипломного образования
В статье даётся краткая характеристика системы специального образования, описываются подходы к образованию лиц с особенностями психофизического развития, некоторые аспекты развития инклюзивного образования.
С. 17 – 22 Обучение альтернативной и дополнительной коммуникации детей с особенностями психофизического развития: организационно-методический аспект
Е.Н.Павлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
В статье объективизируется проблема реализации права детей с особенностями психофизического развития на овладение коммуникацией в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями. Раскрывается ряд организационно-методических условий, которые необходимо соблюдать при обучении альтернативной и дополнительной коммуникации детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения.
НАВУЧАННЕ І ВЫХАВАННЕ Ў ШКОЛЕ
С.23 – 31 Адаптация учебного материала для учащихся с трудностями в обучении в классах интегрированного обучения и воспитания при написании изложения
Е.Н.Тугаринова, учитель-дефектолог средней школы №3 г.Рогачёва
С. 32 – 36 Адаптация текстов, текстовых заданий и методики работы по учебному предмету “Русская литература (литературное чтение)” для учащихся с особенностями психофизического развития в контексте принципа инклюзии в образовании
Т.П.Ярошевич, учитель русского языка и литературы Ждановичской специальной общеобразовательной школы-интерната, соискатель кафедры коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования.
В статье раскрываются специфические трудности в области восприятия вербальной информации, её осмысления и порождения связных речевых высказываний у учащихся с особенностями психофизического развития, указывается на наличие противоречий между сложностью изучаемых текстов и их доступностью, сохранением художественной фактуры текста и необходимостью адаптировать его к уровню развития речи конкретного учащегося, акцентируется внимание на наличие особых образовательных потребностей в области адаптации текстов, описываются приёмы адаптации художественных текстов по учебному предмету “Русская литература (литературное чтение)”, предлагаются способы адаптации методики работы над художественными текстами при обучении учащихся данной категории в учреждениях образования, реализующих принцип инклюзии в образовании.
СПЕЦЫЯЛЬНАЯ ДАШКОЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ
С. 37 – 42 Формирование ориентировки в окружающем пространстве у воспитанников дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на занятиях по сюжетам народных сказок
В.К.Атрощенкова, учитель-дефектолог высшей категории детского сада №2 г.Полоцка
Интегрированное коррекционное занятие по развитию познавательной деятельности и сенсорному развитию для воспитанников среднего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата “Путешествие Колобка”
С. 43 – 45 Формирование пространственных представлений детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в индивидуальной коррекционной работе
Я.А.Цыркун, учитель-дефектолог Наровлянского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
С. 46 – 48 Игра как средство развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Н.В.Егорова, учитель-дефектолог Гомельского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
С. 49 – 56 Аўтаматызацыя санорных гукаў [л], [р] у дзяцей пяці-шасці гадоў з парушэннямі маўлення з выкарыстаннем дыдактычнага дапаможніка “Гуляем і развіваемся”
В.А.Сазановіч, настаўнік-дэфектолаг дзіцячага сада №1 г.п.Карэлічы
С. 57 – 61 Нейропсихологический подход в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
С.В.Тур, педагог-психолог специального детского сада №304 г.Минска,
К.О.Коновалова, заместитель заведующего по основной деятельности специального детского сада №304 г.Минска
Статья посвящена актуальности применения нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Авторы привели результаты эффективности применения данного метода, игры и упражнения для нейропсихологической коррекции.
ПАДЗЕІ І ЛЮДЗІ
С.62 – Республиканский конкурс “Современные технологии в специальном образовании”. Победители конкурса