Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Образовательная область "Предметно-практическая деятельность"

Дата: 18 мая в 11:20
Автор: Цандер А. В.

Содержание

  1. Программные требования по образовательной области «Предметная деятельность»

Игра «Волшебный мешочек»

Упражнение «Скатать коврик двумя руками»

Упражнение «Передвинуть крышку»

Упражнение «Закрыть банку»

Упражнение «Придвинуть к себе пуговицу»

Упражнение «Взять бусину»

Упражнение «Выбрать бусину на ощупь»

Упражнение «Переместить спицу»

  1. Примерная тематика элементарных предметно-игровых манипуляций:

- « Подними»

 - «Погреми»
- «Положи»

- «Лови»

 - «Брось»

- «Едем-едем»

- «Дай»

- «Возьми»

- «Яркая блестящая игрушка»

-  «Погремушка»

- «Колокольчики»

 - «Мячики»,

- «Кубики»

 - «Прятки »

-«Туннель»

- «Помещение одного предмета на другой»

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предметная деятельность — это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия «не написан» на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно, вначале по подражанию, ребенок овладевает человеческим действием.

Цели образовательной области «Предметная деятельность» – создание условий для усвоения ребенком структур предметного действия в совместной деятельности со взрослым; развитие ориентировочно-исследовательских действий в процессе манипулирования; формирование предпосылок возникновения предметно-игровой деятельности.

В соответствии с поставленными целями в процессе занятий по предметной деятельности реализуются следующие задачи: обучение структуре предметного действия (взять (поднять) – переместить – опустить); формирование операционально-технической стороны предметной деятельности (умения брать предметы одной рукой, двумя руками; захватывать, удерживать их, перемещать; умения выпускать, ставить на определенное место, совмещать части); содействие пробуждению познавательной установки «Что это?»; стимуляция развития познавательной направленности ребенка на функциональные свойства объектов («Что с ним можно делать? В чем его значение?»); стимуляция причинной установки «Почему он такой?»; развитие соотносящих и орудийных действий; развитие общей и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации; развитие потребности действовать вместе с взрослым, получать удовольствие от совместных действий; обучение выражению радости, огорчения, удивления в процессе совместных действий. Занятия по предметной деятельности обеспечивают социальную направленность педагогических воздействий и накопление воспитанниками Центра социально значимого опыта, а их содержание подбирается с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Структура учебной программы по образовательной области «Предметная деятельность». Учебная программа по «Предметной деятельности» состоит из следующих разделов: «Подражание», «Предметные манипуляции», «Ориентировочные действия», «Предметно-опосредствованные действия», «Орудийно-соотносящие действия».

Невозможно заставить ребенка подражать взрослому, если он не хочет этого делать или не понимает, что это значит. В начале работы необходимо взрослому начать подражать действиям ребенка. Малыша это заинтересует, возникнет как бы «игра», в результате ребенок сам начнет копировать действия взрослого. Подражать нужно жестам, мимике (улыбка, гримасы). Если ребенок трясет погремушкой, бросает ее, взрослый должен делать то же самое. После длительного этапа подражания ребенку ребенок начнет подражать взрослому. В ходе обучения предметным манипуляциям ребенку необходимо предоставлять как можно больше возможностей для изучения и исследования окружающего мира. Чем больше ребенку предоставлено предметов, тем больше вероятность того, что он найдет что-то стимулирующее и интересное. Предметы должны быть разной текстуры, размера, формы, веса, цвета и иных качеств. Нужно использовать бытовые предметы (кухонная посуда, бумажные пакеты, мягкие бархатные резинки для волос, ткани, кожу, мех, а также другие материалы — полиэтилен, металл, воск, дерево, камень), создавать самодельные погремушки (наполнять пластиковые бутылки или банки разноцветными шариками, щепками, монетами, водой и т. д.), использовать светящиеся и звучащие игрушки. При этом вначале нужно начинать с крупных игрушек, постепенно переходя к более мелким. Целесообразно проводить ряд занятий в сенсорной комнате. Обучая ориентировочным действиям, необходимо добиться, чтобы ребенок начал поворачивать голову вслед за предметом, а затем переходить к обучению находить частично (затем — полностью) спрятанный предмет. Предметно-опосредствованные действия можно показать ребенку на следующих примерах: включение и выключение света, игрушки с выскакивающей фигуркой при нажатии на клавишу и т. д. Раздел «Орудийно-соотносящие действия» предполагает сравнение размера, формы и веса предметов. Начинать работу следует только с раздела «Подражание», затем постепенно подключать остальные разделы. По сути, все четыре раздела идут параллельно с момента установления факта подражания ребенка взрослому. Занятия по образовательной области «Предметная деятельность» согласно учебному плану проводятся только во второй младшей группе, затем происходит замена данной образовательной области на образовательную область «Игра». Педагог имеет возможность варьировать содержание учебной программы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В каждом из разделов программы тематика элементарных предметно-игровых манипуляций является примерной.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Формирование манипулятивной и предметной деятельности посредством имитации.

Игра «Волшебный мешочек» предназначена для детей дошкольного возраста с ТМН. Она представляет собой мешочек, наполненный предметами, которые используются на занятии и предназначены для имитации действий с ними. Например: тема «Кукла»- предметы для игры с куклой: посуда, расчёска, одежда (действия - корми, дай, держи, качай, расчеши); тема «Музыкальные инструменты»-  маракасы, бубны, барабаны, дудки (действия- бей, звени, стучи, дуй); при изучении цвета или формы- предметы определённого цвета или формы (действия- покажи, возьми, дай).

Игра «Волшебный мешочек» отлично подходит для проведения пальчиковой гимнастики. Для этого мешочек наполняется массажёрами, щётками, колючими мячами и т.д. Для усложнения действий к мешочку прокладывается дорожка для пальчиков, ребёнок имитирует действия взрослого, шагая пальчиками по дорожке к мешочку. Используется инструкция «Сделай так», либо, если ребёнок уже имитирует шаги пальцев, озвучиваем «По дорожке мы шли, и мешочек нашли». Затем достаётся предмет и по имитации выполняются действия с ним. Варианты дорожек: сенсорные коврики, ножки, ладошки, гусеницы, попиты, трубки, крупы.

Игра позволяет подобрать предметный материал учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка, повышает интерес к имитации действий, расширяет представление о предметах и действиях с ними, помогает изучать сенсорные эталоны, расширять словарь ребёнка.


Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.