Формы и методы работы социального педагога с семьями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития
Групповые методы работы с семьей (семьями):
Тренинги Особенно распространены психологические и образовательные тренинги.
Психологический тренинг, целью которого может быть работа с чувствами, коррекция страхов, личностная самоактуализация и т.д. Проводится совместно с психологом.
Образовательные тренинги для родителей направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных решений, конструктивного взаимодействия с детьми с ОПФР
Посредническая помощь социального педагога (звонки, письменные обращения в различные инстанции).
Родительская школа.
Её цель – помочь родителям найти принципиально новые подходы в воспитании детей с ограничениями, обучить их специальным приёмам работы с ними, оказать психологическую помощь и поддержку
По такому же принципу строится работа Родительского клуба.
Чтобы жизнь родителей и детей с ограниченными возможностями наполнилась радостью, новыми впечатлениями, положительными эмоциями, важна организация совместных культурно-массовых мероприятий, в которых приняли бы участие все члены семьи.
Это могут быть:
семейные праздники (дни именинников, рождественские встречи);
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей (например, выставки декоративно-прикладного творчества);
совместные выездные лагерные смены детей и родителей;
Информационно-просветительская работа:
лекции по разнообразной тематике;
семинары;
консультации (индивидуальные и групповые).
Группа для родителей по самоутверждению
Цель: Помочь группе родителей освоить умения и навыки самоутверждения, которые помогли бы им не впадать в крайность, типичную для общения между людьми – агрессивность и пассивность - и научить говорить со своими детьми (и со всеми окружающими) в твёрдой, но в тоже время дружелюбной и уважительной манере.
Интегрированные игровые площадки
Цель: Формирование у родителей адекватных способов общения с детьми.
Малые родительские группы самопомощи
Цель: формирование способов эффективного родительского поведения в соответствии с особенностями развития ребёнка, обусловленного наличием того или иного заболевания.
Задачи:
- уточнить знания родителей об особенностях развития ребёнка с тем или иным заболеванием;
- помочь родителям осознать и уточнить свои представления о собственной роли в развитии ребёнка и возможностях помощи ему, создать мотивацию к активному участию в психокоррекционном процессе;
- познакомить родителей со способами эффективного общения с их детьми;
- обмен позитивны опытом воспитания детей, решения тех или иных проблем и затруднений.
Круглые столы для родителей с участием специалистов различных ведомств
Задачи:
- совместный поиск (родителями, специалистами центра и приглашенными специалистами) путей решения проблем, возникающих у родителей при воспитании детей с ОПФР;
- предоставление ответов на вопросы, сформулированные родителями;
- совместное пребывание мам и детей в оздоровительном лагере способствовало созданию условий для полноценного общения в положительной эмоциональной атмосфере.
Тренинг как наиболее эффективная форма работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОПФР
Социально-педагогическая коррекция проблем семьи - целесообразно организованная система педагогических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) поведения ее членов.
Под социально-педагогической коррекцией семьи также понимается совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей семьи в жизнедеятельности, поведении членов семьи.
В оказании коррекционной помощи семье ребенка (да и самому ребенком) необходимо применять активные формы и методы работы. В рамках данной работы наиболее эффективной формой социально-педагогической коррекции проблем семьи является тренинг.
Тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм психологической работы с группами. Именно тренинг позволяет среди других психологических методов реализовать необходимые психологические условия развития личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.
Очень хорошо, если с самого начала участникам тренинговой группы предлагается определенная структура занятия, к которой они постепенно привыкают, начиная понимать ее внутреннее значение. Рассмотрим два варианта структурирования занятия. Каждый из них имеет свои преимущества и ограничения.
«Базовая» структура транингового занятия может выглядеть следующим образом:
1.Ритуал приветствия
2.Разминка.
3.Рефлексия прошлого занятия.
4.Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание).
5.Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
6.Рефлексия прошедшего занятия.
7.Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу.
8.Ритуал прощания.
Ритуалы приветствия-прощания – это психологическая «рамка» занятия, граница, отделяющая его от предыдущего и последующего «кусочков» жизни. Они выполняют функцию «замка», отпирающего дверь в тренинговую ситуацию (настройка) и затем запирающего его. Второе не менее важно: с занятия участник должен уйти обогащенным новым содержанием, но вместе с тем готовым переключиться на другую деятельность, других людей в качестве ведущих. Кроме того, ритуалы – это способ создания и поддержания общности участников, их «МЫ чувства». Ритуалы по возможности должны быть выработаны самой группой. И с ними не стоит обращаться вольно: они должны быть достаточно устойчивыми и обязательными к исполнению на каждом занятии. На то они и ритуалы.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние людей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если тренер видит необходимость как то изменить актуальное эмоциональное состояние членов группы. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать людей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения. Если актуальное состояние членов группы вполне отвечает задачам занятия, можно проводить тематические разминки: они помимо психофизического и эмоционального настроя выполняют роль введения в тему занятия.
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Рефлексия прошлого занятия предполагает, что вспоминается, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем это делали.
Каждый раз ведущему нужно очень четко ставить задачу сначала перед самим собой, как создателем сценария, а затем перед участниками. Какая именно рефлексивная деятельность важна нам сейчас, в контексте темы занятий и общей задачи курса? Сколько времени на каждом занятии мы можем ей уделить?
Введение в тему текущего занятия может быть осуществлено еще раньше, на этапе тематической разминки. Либо это может быть самостоятельный и очень важный этап встречи. Его функция состоит не только в том, чтобы донести до сведения тему и основную задачу встречи, но и замотивировать членов группы на серьезную, глубокую работу. Для введения в содержание могут быть использованы разные приемы. Например, тема может быть просто сообщена, а задачи перечислены. Можно сформулировать тему и вместе с участниками определить задачи занятий, исходя из темы и интересов членов группы. Такой подход бывает действенным при одном условии: у участников должен быть опыт такой работы (опыт самостоятельной постановки задач к собственной деятельности). Весьма эффективно применение проблемного метода: перед членами тренинговой группы ставится открытый вопрос, связанный с темой, и в процессе обсуждения устанавливается, какая информация для ответа на него у группы уже есть, а какую требуется получить на этом занятии. Возможно заинтересовать участников каким- нибудь потрясающе ярким фактом и работать дальше на энергии непроизвольного интереса и т.д.
Упражнения и процедуры, направленные на освоение основного содержания – это ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, сопровождающиеся краткими монологами ведущего, рефлексивными «паузами», подведением итогов, фиксацией этих итогов на доске и в личных тренинговых записях. Но опасно превращать тренинг в урок семинар: в этом случае исчезает сама основа тренингового обучения – собственная практика обучающегося.
Домашнее задание... Трудный вопрос. С одной стороны, у хорошего тренера с трудом повернется язык дать домашнее задание. С другой стороны, трудно без него организовать эффективное психологическое обучение в том режиме, в каком оно чаще всего существует.
Таков первый вариант структурирования тренингового занятия. Самый простой.
Второй вариант, более изысканный, но и более требовательный к профессионализму ведущего и условиям работы группы. Он позволяет организовать каждую тренинговую встречу как некоторый тематически, организационно и эмоционально целостный «фрагмент» жизни. Структура встречи в данном случае такова:
1.Разминка (лучше всего – тематическая). Выполняет функцию психологического запуска темы. После разминки озвучивается тема.
2.Диагностика проблемы в ходе выполнения упражнения или небольшой игры. Игра должна показать участникам, над чем им необходимо работать в плане собственного развития или развития отношений.
3.Теоретический «кусок»: введение понятий, правил, технологий. Информация, так называемая «теория», дается крайне дозированно. Только то, что нужно для сегодняшнего занятия, в очень простой и понятной форме. Это та информация, которая помогает формировать навыки (с мотивационной и инструментальной точек зрения) и в дальнейшем их отслеживать самому.
4.Отработка навыков в серии упражнений. Как правило, это короткие, конкретные упражнения на отработку разных сторон, аспектов какого то навыка.
5.Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре. Игра выступает средством проверки эффективности всего, чтобы происходило ранее.
6.Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего).
7.Межличностная поддержка, обратная связь.
Такое занятие трудно провести за 40 минут, оно требует больше времени на реализацию, но и выгода очевидна: эффективность работы над некоторым навыком или умением, построенной таким образом, очень высока.
Игры и упражнения на знакомство
Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы.
Ожидания, что будет происходить в группе, у различных участников разные. Каждый приносит с собой свой индивидуальный опыт. Во время знакомства проявляются те особенности человека, которые являются следствием его предыдущего социального опыта. Это очень важно, потому что влияние данной тренинговой группы ещё только начинает складываться и участникам важно как и защитить себя, так и почувствовать свою принадлежность к данной группе. Как только участники лучше узнают друг друга, они могут позволить себе больше свободы и разнообразных экспериментов. Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержания групповой задачи и пытаются прояснить для себя, что нужно именно им.
Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.
«Баранья голова»
Инструкция: «А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза».
«Мой Плакат»
Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов:
- Имя.
- Возраст.
- Вес.
- Рост.
- Мой любимый цвет. Нарисовать:
а) чем я люблю заниматься;
б) некоторые мои друзья;
в) так я выгляжу, когда я счастлив (автопортрет);
г) моя семья;
д) если бы у меня было одно желание, я бы загадал, чтобы...;
е) вот мое любимое место.
Эти плакаты прикрепляются на грудь, и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течение 15 минут.
Игры и упражнения на сплочение группы
Цель: объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, приобретение умения в выражении симпатии и уважения участников друг к другу.
Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая
«Слепая прогулка»
Инструкция:«Предложите Вашему партнеру взять Вас на «слепую» прогулку, где он должен предоставлять Вам разнообразные предметы и вещи для ощущения форм, размеров, текстур, температур и других характеристик реальных объектов, используя Ваши кинестетические и аудиальные возможности.
Если Вы захотите снизить или подавить рационально-вербальную деятельность мозга (его левой половины), то можно попробовать считать в прямом или обратном порядке, в то время как будет происходить все остальное».
«Любое число»
Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот, мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников в группе. Ведущий командует «три–четыре». Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Ведущий прекращает игру после двух-трех удачных попыток.
«Ответы за другого»
Участникам предлагается взять большой лист бумаги и разделить вертикальными линиями на 3 части. В верхней части среднего столбца подписать своё игровое имя. Над левым столбцом написать имя человека сидящего слева, но через одного человека. Над правым столбцом – имя человека, сидящего справа, так же через одного.
Инструкция:«Итак, сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.
Возможный перечень вопросов:
– Ваш любимый цвет.
– Ваше любимое мужское имя.
– Ваше любимо женское имя.
– С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, рыбок или кого-то другого.
– Ваше любимое времяпрепровождение.
– Фильмы, какого жанра вы предпочитаете?
– Музыкальные предпочтения.
Игры, направленные на освоение умений общения
Цель: формирование навыков и умений общения с разными группами людей.
Основной принцип тренинга – освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей.
«Аборигены и инопланетяне»
Группа делится пополам. Первая подгруппа выходит за двери, вторая рассаживается на стульях полукругом. Это аборигены. Вышедшие за двери, – инопланетяне, которым надо вступить в контакт с аборигенами и узнать как можно больше об их планете. Аборигены плохо знают язык и могут отвечать только односложно. Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы получить как можно больше информации об особенностях общения аборигенов.
Инструкция для аборигенов: «Когда инопланетяне выйдут за дверь: «Кивок головой, обозначает «нет». Слово «нет» обозначает «да». Слова «да» в речи – «нет». Если в вопросе содержится слово «любовь», «любить», то аборигены выбрасывают вперед руку, показывая «класс».
Входят инопланетяне, садятся напротив. Время на вопросы-ответы 10 – минут. Когда время истекло, инопланетяне рассказывают, о чем они узнали от аборигенов и об особенностях их общения.
По окончании игры сесть в общий круг через одного и отрефлексировать.
«Дар убеждения»
Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае если «публика» ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).
Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
Игры и упражнения, направленные на разрешение и профилактику конфликтов
Цель: понимание природы конфликта, формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации. Отработка навыков «я–высказываний», способствующих разрешению конфликтных ситуаций, демонстрация стиля сотрудничества как одного из основных элементов в профилактике разрешения конфликтов, выявление факторов эффективного общения, способствующих достижению взаимопонимания между участниками, позитивное утверждение личности.
«Молва»
Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные — наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.
«Варианты общения»
Участники разбиваются на пары.
«Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно». По сигналу разговор прекращается.
«Игнорирование». В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.
«Спина к спине». Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
«Активное слушание». В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.
Обсуждение: Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?
«Шалаш»
Первые два участника становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый из них делает шаг (два) вперед для того, чтобы установить равновесие и позу, удобную для двоих участников. Таким образом, они должны представить из себя основу «шалаша». По очереди к «шалашу» подходят и «пристраиваются» новые участники, находя для себя удобную позу и не нарушая комфорта других.
Примечание. Если участников более 12 человек, то лучше сформировать две (или более) команды.
Обсуждение: Как вы себя ощущали во время «постройки шалаша»? Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя комфортно?
Игры и упражнения, направленные на управление собственным эмоциональным состоянием
Цель: показ способов снятия внутренней напряженности, агрессии, гнева, приобретение навыков избавления от обиды, иных негативных эмоций, приобретение умений, уменьшения преувеличенной значимости человека, страха им высказываемых.
«Два барана»Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
«Ругаемся овощами»
Предложить участникам поругаться овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска»«. «Ты – морковка», «А ты – тыква» и. т.д.
«Хорошее и плохое»
Упражнение лучше выполнять под соответствующую музыку. Ведущий просит участников закрыть глаза, расслабится и в этом состоянии вспомнить несколько своих положительных качеств, ситуации, в которых они им помогали. Затем просит подумать об отрицательных качествах и ситуациях, в которых они мешали.
Ведущий просит участников подумать о ситуациях, в которых отрицательные качества сыграли роль положительных, помогли чем-либо. Обсуждение.
Упражнения, формирующие обратную личностную связь
Цель: Создание условий для возникновения обратной связи более целостного характера, особенно в тех случаях, когда это соответствует потребностям участников тренинга. Установление позитивной обратной связи как средства стабилизации и повышения самооценки участников занятий, актуализация их личностных ресурсов, а так же создание позитивного эмоционального фона в группе.
1 упражнение. Участники сидят по кругу.
Инструкция: «Начнем сегодняшний день с того, что, бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого».
Это упражнение можно проводить в начале дня, и в другое время.
2 упражнение. Все участники садятся по кругу.
Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. Однако перед тем как разъехаться, соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы «положим» то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и вручим чемодан. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.
Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:
1.В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих в общении качеств.
- Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы, один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.
- Положить в чемодан можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.
- Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.
- Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди, допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили».
Тренер может предложить использовать для временного ориентира опыт обсуждения участника, которому первому собирают чемодан. Переходить к обсуждению качеств следует только тогда, когда руководитель сбора чемодана выслушает предложения. Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом.
Для того чтобы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи.
При планировании работы группы тренер должен учесть, что на сбор чемодана в таком варианте уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.
3 упражнение. Группа садится по кругу.
Инструкция: «Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к двум участникам группы и попросить их назвать одно качество, которое помогает вам в общении, и одно, которое мешает. Участники, к которым обращаются с вопросом, какое-то время думают, а затем по очереди высказывают свое мнение».
Тренер может участвовать в упражнении, но помнить при этом, что члены группы могут поговорить с ним и по завершении работы.
4 упражнение. Группа садится по кругу.
Инструкция: «Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (тренер ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т. д.».
5 упражнение Участники становятся по кругу.
Инструкция: «Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разнообразные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя.
Сейчас мы будем бросать этот мяч друг другу со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано...», проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч.
Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли, надеть футболку с такой надписью или нет.
Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью».
Это упражнение лучше проводить, когда члены группы уже узнали друг друга, например, на третий день работы тренинговой группы.
Пластический тренинг (элементы телесно-ориентированной терапии)
Основной целью упражнений данного типа является улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достижению этой цели способствует последовательное решение следующих задач:
1) нахождение и снятие собственных зажимов;
2) изучение невербальных компонентов общения;
3) осознание языка собственного тела.
Представляемый вид тренинга может рассматриваться как разновидность «телесно-ориентированных» тренингов.
«Огонь – лед»
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
«Ртуть»
Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. «Я ввожу ртуть (или масло) в ваш указательный палец». Вы должны заполнить жидкостью все суставы вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки.
«Зажимы по кругу»
Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники идут несколько секунд (15 – 20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.
После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, вспомнить «обычное» для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15 – 20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с «обычным» зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3 – 5 раз. После окончания упражнения участникам дается рекомендация индивидуально повторять его хотя бы 1 – 2 раза в день.