Поощрение и наказание в процессе воспитания ребёнка.
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приёмов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т. е. «куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для детского сада или школы. Редко используется психологическая форма, т. е. такие особенности взаимодействия и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребёнку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах – гнев).
Естественно, что использование психологических средств требует не только большей душевной отдачи, но и вполне определённого актёрского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе.
Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке «попадусь – не попадусь».
Использование психологической формы воздействия формирует совесть. Как внутренний механизм контроля поведения.
ПРАВИЛА ПООЩРЕНИЯ
По своему действию похвала похожа на наркотик, т. е., привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители:
- Не хвалить ребёнка за то, что достигнуто ребёнком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
- Не хвалить больше двух раз за одно и то же;
- Не хвалить из жалости;
- Не хвалить из желания понравиться.
Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НОРМЕ ПОХВАЛЫ
Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
- Дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих.
- Дети с обоснованным комплексом «сверхполноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут. Но и не расцветут.
- Самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценка. Им похвала в принципе вредна. Но без неё они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребёнку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.
ТИПЫ ПОХВАЛЫ
«Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьёзно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, либо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
«Аванс». Это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Можно выделить следующие типы «аванса»:
- утверждать, что ребёнок что-то делает лучше, независимо от реальности;
- одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
- не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя «аванс» как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребёнка в заблуждение.
«Подъёмная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребёнку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновение на новые подвиги.
«Косвенное одобрение». Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т. е. попросить помощи, совета и т. п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребёнке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребёнка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
«Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребёнка кризисное состояние.
НАКАЗАНИЕ
При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, о любви родителей к ребёнку и, одновременно, даёт ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребёнка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи. Агрессия. Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
Рекомендуемые формы наказания.
- вынужденное безделье: сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
- лишение поощрений и привилегий;
- осуждение поведения.
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу!
Правила наказания
- Наказывая, подумай: зачем? Для чего?
- Наказание никогда не должно вредить здоровью.
- Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывай! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая/ый и мягкая/ий.
- За один раз можно наказать только за один поступок. «Салат» из наказаний не для детей.
- Запоздало не наказывать – за давностью всё списывается.
- Наказан – значит прощён; страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
- Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребёнка.
- Ребёнок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребёнка, а так же не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ЛИШЕНИЕМ ЛЮБВИ!