Уважвемые родители!
На сегодняшнем занятий мы предлагаем познакомиться с чувствами, котоые пережмвают сиблинги.
Некоторые чувства, переживаемые братьями и сестрами детей с ОПФР в результате жизни вместе с ребенком,страдающим инвалидностью или хроническим заболеванием, а также примеры ситуаций, где эти чувства могут проявляться. Некоторые чувства, например, «любовь», рассматриваются как более позитивные. Однако, необходимо поощрять братьев и сестер выражать все свои чувства, в противном случае эти чувства могут стать очень интенсивными. Например, невыраженное смущение может привестик чувству вины и стыда.
Любовь
Большинство таких детей испытывают очень сильную эмоциональную привязанность к брату (сестре) с инвалидностью. Когда они заботятся о брате (сестре) и защищают его (ее).
Гордость
Когда брат или сестра чего-то достигает или чему-то научился. За способность родителей справляться с таким грузом.
Счастье
Когда им хорошо с братом (сестрой). Когда брат (сестра) поправляется.
Лояльность
При разговоре о семье с другими людьми. Когда ребенка-инвалида дразнят в школе.
Понимание
При встрече с другими людьми-инвалидами.
Гнев
Когда эти дети чувствуют, что дома их игнорируют и недооценивают. Когда их брат или сестра наносит травму им или родителям или повреждает имущество. Когда они видят, что брата или сестру обижают.
Фрустрация
Когда брат или сестра не может общаться или не может следовать правилам игры.
Ревность
Когда эти дети считают, что брат (сестра) получает больше родительского внимания, внимания от друзей родителей и от специалистов. Наблюдая, как другие семьи делают то, чего не может делать их семья
Вина
В результате отрицательных чувств по отношению к их брату(сестре). Когда ребенок сравнивает то, что может делать он и чего неможет сделать его брат (сестра).
Страх
Когда брат (сестра) с ОПФР травмирует ребенка или одного из родителей. Когда брат (сестра) с ОПФР переживает тяжелую операцию или у него (нее) заболевание, ограничивающее срок его (ее) жизни или терминальное состояние. Когда родители не выдерживают и открыто выражают свою фрустрацию и волнения. Когда им известно, что что-то не так, но у них недостаточно информации, чтобы понять все.
Возбужденность
По поводу объяснения в школе, почему тетрадь с домашним заданием порвана. По поводу того, что у них самих может родиться ребенок с заболеванием или инвалидностью. По поводу того, что у них самих может быть инвалидность. По поводу того, кто будет ухаживать за ребенком-инвалидом, когда родители состарятся или умрут. По поводу того, как родители справляются со стрессом.
Давление
Когда от брата (сестры) ребенка с особенностями психофизического развития ожидают двойных усилий в области учебы, спорта или иных занятий, чтобы «компенсировать» неспособность больного ребенка. Кода брат (сестра) ребенка с особенностями психофизического развития должен вести себя идеально, чтобы не оказывать на родителей еще большее давление. Когда брат (сестра) берет на себя обязанности по уходу за больным ребенком.
Обида
Когда семейные мероприятия значительно ограничены. Когда требования родителей к здоровому и больному ребенку, время, которое они им уделяют, значительно отличаются — «Это несправедливо». Когда выполняемые ребенком обязанности по уходу за братом (сестрой) с инвалидностью остаются «незамеченными».
Смущение
Когда брат (сестра) с особенностями психофизического развития ведет себя навязчиво или агрессивно. Когда другие люди «пялятся» на брата (сестру). Когда им задают вопросы о брате (сестре) — «А что это с ними не так?».
Горе
Когда они думают, каким бы человеком мог(ла) стать их брат(сестра), и какую жизнь они могли бы вести, если бы не их инвалидность. Утрата или ожидание утраты брата или сестры. Чувство одиночества и неприятия. Когда ребенок чувствует себя «единственным», у которого брат (сестра) с ОПФР. Когда у ребенка нет возможности провести время с родственниками или сверстниками. Когда другие дети не понимают, какая у него жизнь. Когда они не могут пойти к друзьям или в клуб. Когда они считают, что не могут пригласить друзей к себе. Когда их дразнят.
Замешательство
В вопросе своей роли брата (сестры) и «суррогатного» родителя. В вопросах инвалидности или болезни и того, почему их брат (сестра) ведет себя именно так.
Я неважен (нелюбим, неадекватен)
Когда все внимание уделяется больному ребенку. Когда его самого не замечают.
Будьте более внимательны к ребёнку-сиблингу.
Постарайтесь разобраться в чувствах ребенка. Это поможет Вам лучше понять своего ребёнка и устаноить с ним белее тесный контакт!
Ирина Павловна Новик, руководитель клуба