Обзор материалов по вопросам специального образования,
опубликованных на страницах периодической печати
декабрь-январь 2023/2024 года
«Настаўніцкая газета»
№ 97 от 15.12.2023 года
Як у Пружанскім раёне на працягу 10 гадоў укараняецца сістэма інклюзіўных практык
У Пружанскім раёне склалася сістэма інклюзіўных практык, якая ўключае чатыры напрамкі: інклюзіўны фестываль, інклюзіўную рэкламу, інклюзіўныя акцыі, інклюзіўную асвету. Пра асаблівасці кожнага напрамку карэспандэнту “Настаўніцкай газеты” расказала дырэктар раённага ЦКРНіР Наталля Красевіч.
Па ініцыятыве Наталлі Пятроўны Красевіч у 2013 годзе ўпершыню на Пружаншчыне напярэдадні Міжнароднага дня інвалідаў быў праведзены інтэграваны фестываль “Дзяцінства без меж”. З таго часу ён праходзіць штогод, і з кожным разам у ім удзельнічае ўсё больш дзяцей. с.18 .
Надзея ЦЕРАХАВА.
Інклюзія ý дзеянні
Інклюзію не на словах, а на справе рэалізуюць у Магілёýскім дзяржаýным эканамічным прамыслова-тэхналагічным каледжы. Адукацыйны працэс у гэтай установе ажыцяýляюць па прынцыпе “ роýныя правы і роýныя магчымасці для кожнага вучня “. Дзецям з АПФР даступна навучанне па ýсіх наяýных спецыяльнасцях у інтэграваных і інклюзіýных групах. с.17.
Надзея ЦЕРАХАВА.
№ 5 от 19.01.2024 года
Утульна і камфортна ýсім
У Карабоускай школе дзейнічае рэсурсны цэнтр інтэграванага навучання і выхавання, які аказвае кансультатыýную дапамогу педагогам і бацькам у навучанні і выхаванні дзяцей з АПФР. Кіруе цэнтрам вопытны настаýнік-дэфектолаг Таццяна Барысаýна Рачыцкая. с.14.
Вольга Дубоýская.
№6 от 23.01.2024 года
Асаблівая падтрымка
Ці правільна развіваецца мой малыш ? Што ён умее рабіць у сваём узросце? Чаму не размаýляе, не гуляе з іншымі дзецьмі і чаму яго складана зразумець? Спецыялісты ЦКРНіР гатовы дапамагчы бацькам разабрацца ý такіх складаных пытаннях. Але ці заýседы бацькі вырашаюць звярнуцца па дапамогу і што прапануюць ім спецыялісты? Пра гэта ідзе размова з намеснікам дырэктара ЦКРНіР Івацэвіч Інай Мікалаеýнай Дубінай. с.7.
Надзея ЦЕРАХАВА.
«СБ Беларусь сегодня»
№ 244 от 16.12.2023 года
В стране под патронатом Президента идет акция "Наши дети"
На конькобежном стадионе “Минск-Арена” прошло ледовое шоу “Сказка о волшебных часах”. Две тысячи ребят- дети из опекунских, многодетных семей, дети сироты, дети инвалиды и др.- стали гостями праздника, открывшегося под символический звон колокольчиков. с.6. Александр Курец.
«Жыццё Палесся»
№ 138 от 05.12.2023 года
Повод показать внутреннюю силу
Теплоте сердец и необыкновенной силе духа был посвящен праздничный концерт в Мозырском драмтеатре по случаю Дня инвалидов. Череда музыкальных номеров доставила зрителям незабываемое удовольствие. Делились настроением воспитанники центра “ Радуга “ , ЦКРОиР и др. с.3.
Наталья Кондрусевич.
№ 147 от 28.12.2023
Каждый ребенок - наш
Управление по труду , занятости и социальной защите совместно с отделом образования при поддержке Мозырского райисполкома организовали в кинотеатре «Мир» новогодний праздник для детей с ограниченными физическими возможностями . с.5
Дмитрий Кулик и др.
№4 от 11.01.2024
Большой праздник от души
В Мозырском драматическом театре имени Ивана Мележа организовали большой праздник для ребят. В рамках акции “Наши дети” состоялась «Рождественская Архиерейская Елка» для детей с ограниченными возможностями, детей проживающих в социально опасном положении, и из многодетных семей. В мероприятии приняли участие дети из Мозырского, Петриковского, Калинковичского, Лельчицкого, Ельского, Наровлянского, Житковичского, Хойницкого, Брагинского, Октябрьского районов. с.6
Наталья Кондрусевич.
« Рэспубліка»
№ 243 от 23.12.2023
Поддержали слово делом
« Помогать детям с особенностями – в этом вижу свое предназначение» : минчанка с помощью субсидии открыла кабинет логопеда-дефектолога . В центре занимаются как с обычными ребятами , так и с детьми с особенностями. В ближайших планах у Натальи Савицкой переезд в более просторное помещение , где будет комфортнее детям , их родителям и сотрудникам. Однако глобальная цель – продолжать учить ребят говорить красиво и правильно. с.13.
Татьяна Семенкова.
«Гомельская праýда»
№ 3 от 09.01.2024
Сладкие подарки и яркие впечатлен
Около месяца по стране шагает традиционная новогодняя благотворительная акция “Наши дети”. Она заглянула в каждый район области , подарив радость и тепло самым юным ее жителям. Председатель Брагинского райисполкома Сергей Карпенко поздравил с новогодними праздниками воспитанников ЦКРОиР , передал учреждению сертификат на тысячу рублей , а пионеры местного центра творчества детей и молодежи подарили ребятам сувениры.с.4
Елизавета Орлова
Спецыяльная адукацыя №6
(лістапад–снежань 2023 года)
НАВУКОВЫЯ ПУБЛІКАЦЫІ
Реализация компетентностного подхода в процессе учебных занятий по учебному предмету «социально-бытовая ориентировка» с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью
В.В. Гладкая,
Профессор кафедры специальной и инклюзивной педагогики
Академии последипломного образования, кандидат педагогических наук, доцент.
В статье обоснованы пути реализации компетентностного подхода в процессе учебных занятий по учебному предмету «социально-бытовая ориентировка» с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью.с.3
Формирование социальной грамотности у учащихся с особенностями психофизического развития на І ступени общего среднего образования
Б.А. Кавецкая,
Преподаватель-стажер кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета
им. Максима Танка
В статье представлен содержательно-методический конструкт коррекционно-педагогической работы по формированию социальной грамотности у учащихся с особенностями психофизического развития на І ступени общего среднего образования. Предлагаемые фрагменты примерных планов-конспектов отражают суть коррекционно-педагогической работы по формированию социальной грамотности у учащихся с особенностями психофизического развития. с.10.
Экперыментальная і інавацыйная дзейнасць у адукацыі
Формирование социальных умений у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями в игровой деятельности посредством использования алгоритмов
Н.Л.Борисова, педагог-психолог высшей квалификационной категории ЦКРОиР г.Минска
В.С.Жукова, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории спец.детского сада № 235 г. Минска
С.Н. Крылович, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории спец. детского сада № 235 г. Минска
В статье представлены варианты использования визуальных материалов, оказывающих существенную поддержку при обучении детей с аутистическими нарушениями навыкам социальной игры. Даны примеры применения алгоритмов и визуальных опор при организации игровой деятельности у детей с учетом их индивидуальных возможностей. с.17
Спецыяльная дашкольная адукацыя
Формирование правильного произношения сонорных звуков у детей 5-7 лет в условиях пункта коррекционно- педагогической помощи посредством дидактических игр и упражнений
Н.С.Рынгель,
учитель- дефектолог высшей квалификационной категории
детского сада №90
г. Гродно
Для улучшения результатов коррекционно-педагогической работы педагог использует традиционные и инновационные методы на разных этапах работы над звуком. Для этого были разработаны дидактические пособия, куда включены игры и упражнения, направленные на формирование правильного произношения сонорных звуков. с.27
Навучанне і выхаванне ý школе
Мастер-класс «игровые приемы и алгоритмы обучения при освоении морфемного разбора слова с младшими школьниками с опфр»
И.Н. Кравченко,
учитель-дефектолог
сш№39 г.Гродно
Использование средств визуализации- это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается младшими школьниками с ОПФР с опорой на зрительный образ. Использование различный средств и приемов визуализации делает коррекционное занятие более полезным и эффективным. с.32
Компьютерные проверочные задания по учебнику В.И. Олешкевич «Человек и Мир» 3 класс (1 часть) 2017г. для первого отделения специальной школы
О.К. Ольшевская,
Учитель-дефектолог Вымянской бш Витебского
района им.Героя Советского Сооюза А.Е.Угловского
Компьютерное тестирование- один из видов контроля знаний, который в последнее время все больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективностьконтролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. с.37