26.04.2024 года прошло заседание районного методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи, специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания учреждений дошкольного образования по теме: «Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра»
Цель методического объединения - повышение уровня профессиональной компетентности учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования для улучшения качества коррекционно-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.
В теоретической части выступили учителя-дефектологи:
Сосновец С.Н., учитель-дефектолог ГУО «Специальный детский сад № 12 г. Мозыря». Обратила внимание, что успешное обучение и коррекционная работа, направленная на социализацию и адаптацию детей с РАС, возможна только при условии их углубленного и всестороннего обследования. Диагностика имеет большое значение, в первую очередь, потому, что для детей с аутизмом характерна ярко выраженная асинхрония в развитии. Перед началом обучения у каждого ребенка необходимо точно определить зону актуального развития каждой функциональной сферы.
Представила алгоритм обследования:
I этап. Первичный сбор информации о личностных и социальных компетенциях, навыках, особенностях поведения ребенка в ходе беседы с родителями. Данные, полученные на этом этапе, дают первоначальные сведения о особенностях и уровне развития ребенка с РАС.
II этап. Обследование личностных и социальных компетенций, навыков, особенностей поведения ребенка в ходе свободной деятельности. На данном этапе уточняются сведения, полученные от родителей. Педагог в ходе свободной деятельности организует ситуации обследования с использованием тех материалов, которые заинтересовали ребенка.
III этап. Обследование ребенка в ходе структурированного занятия с использованием тестовых заданий. Педагог проводит обследование по классической схеме, предлагая ребенку выполнить задания за столом. (При первичном обследовании детей с РАС обследование по традиционному алгоритму может быть неэффективно).
IV этап – протоколирование и анализ результатов обследования. Выявляется итоговый уровень ребенка по основным областям развития, уровень дезадаптивного поведения. Осуществляется выбор целей коррекционной работы.
Отметила, что в инструктивно-методическом письме министерства образования Республики «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» расссматривается организация образовательного процесса с воспитанниками с расстройствами аутистического спектра, в котором автор Александра Сергеевна Брыкова определяет содержание корреционных занятий, рекомендации для специалистов по его реализации.
Артюшенко Н.Н., учитель-дефектолог ГУО «Специальный детский сад № 12 г. Мозыря» рассказала, что планирование коррекционных занятий составляется на основании результатов дифференциальной и углубленной психолого-педагогической диагностики и включает в себя базовый и коррекционный компонент.
Отметила, что в дошкольном учреждении осуществляем два вида планирования коррекционной работы с дошкольниками с расстройством аутистического спектра:
- перспективное планирование индивидуальных коррекционных занятий (период: полугодие или учебный год);
- ежедневное планирование индивидуальных коррекционных занятий (период: неделя).
Обратила внимание на источники, которые используются при планировании коррекционной работы.
Гордионок Н.И., учитель-дефектолог ГУО «Специальный детский сад № 12 г. Мозыря», познакомила с необходимыми специальными образовательными условиями для успешного обучения детей с аутизмом: компетентность команды педагогов, интеграция и координация, организация среды, взаимодействие с родителями.
Отметила, о необходимости работы с одной стороны - направлена на формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, истерик), которые препятствуют социализации. С другой стороны, необходимо создавать специальные условия (среду), которая позволит компенсировать отсутствующий навык.
Рассказала, что при создании среды для организации образовательного процесса с детьми, имеющими РАС, большое значение имеют: организация пространства; организация времени; организация социального окружения, поведения.
Обратила внимание на этапность работы.
Обратила внимание, что родитель в любой педагогической системе является ключевой фигурой, поскольку от его поведения зависит характер всего воспитательного, коррекционного процесса, как дома, так и в дошкольном учреждении. Родитель, владеющий необходимым запасом элементарных знаний, является эффективным участником коррекционного процесса.
Практическая часть, выступили учителя-дефектологи:
Гордионок Н.И., учитель-дефектолог ГУО «Специальный детский сад № 12
г. Мозыря», продемонстрировала фрагмент коррекционного занятия.(видео) Продемонстрировала создание условий для организации деятельности детей с расстройством аутистического спектра
Хамелева Т.А., учитель-дефектолог ГУО «Специальный детский сад № 12
г. Мозыря» представила выставку дидактических пособий и рассказала о новинках литературы.