Уважаемы родители!
Тема нашего сегодняшнего заседания «Сексуальность».
Разговор о сексуальности подразумевает две вещи:
Во-первых - личную честность, во-вторых - понимание не только того, что сексуальность проявляется в многочисленных формах, но и того, что существует множество ее оценок, на которые влияют самые различные индивидуальные, профессиональные, социальные, культурные и религиозные условия и опыт.
Все знают, что, например, гомосексуальность, т.е. склонность в половом плане к представителям того же пола, сексуальные отношения с партнером того же пола, в разных обществах и религиях оценивается по-разному. В западных странах, в том числе и в Германии сексуальность рассматривается сегодня (однако так было не всегда) как равноправная форма способности к любви, которую нельзя преследовать или запрещать. В Германии и в других странах, кстати, некоторые политики и другие известные люди открыто заявляют о своей гомосексуальности.
Другими словами, если хотят честной беседы о сексуальности, нужно быть готовым к знакомству с тем, что кому-то покажется незнакомым, подозрительным, может, даже чуждым и чужим. Но обязательно должна присутствовать открытость и непредвзятость по отношению к обширному полю сексуальности. Это включает также знакомство с научными выводами международных сексологических исследований и сексологии.
Тема сексуальности намного шире, чем медицина в узком смысле, так как включает наряду с биомедицинскими и личные аспекты, а также общественные и политические.
Право на самостоятельно определенную сексуальность является элементарным правом каждого человека. Оно распространяется на всех людей, независимо от того, есть ли у него какие-либо ограничения или нет. Это значит, что люди с умственными ограничениями также обладают правом на сексуальность и партнерство.
В Правилах ООН о равных возможностях людей с ограничениями (Standard Rules on the Equalization of Opportunities for Persons with Disabilities) от 1993 г. существует целый ряд положений, которые для всех нас, кто работает с людьми с умственными ограничениями, являются обязательными.
Они гласят, что нельзя принимать законы, ограничивающие право человека с ограничениями на сексуальные отношения, брак и реализацию себя в качестве родителей. Такие люди обладают неограниченным правом на получение информации о функционировании своего тела в сексуальном плане и сексуального опыта.
ООН обязывает государства выступать против предрассудков и дискриминации по отношению к интимным отношениям, партнерству, браку и их роли как родителей. Большое значение придается защите людей с ограничениями от сексуального насилия.
В другом важном документе ООН, в Программе действий (World Programme of Action concerning disabled persons), посвященной декаде ООН для людей с ограничениями, сформулировано, что потребности этой группы персонального, социального, а также сексуального характера должны реализовываться более активно.
Обобщая комплекс международных норм и положений о правах людей с ограничениями, следует отметить, что существует необходимость рассмотрения потребностей и прав этих людей в области сексуальности. Мы должны рассматривать людей с ограничениями, в том числе и с умственными, как граждан с исконным правом на самоопределение, на партнерские и сексуальные отношения, и даже, при определенных обстоятельствах, если это возможно, на реализацию себя в качестве родителей. Их сексуальные потребности и интересы не являются какой-то помехой, которую нужно подавлять, устранять или заглушать, а напротив, мы должны их развивать и оберегать.
А теперь поговорим о самой сексуальности.
Не так просто дать определение сексуальности. Попробуем дать описание, которое базируется на биопсихосоциальном понимании сексуальности. Сексуальность - это обусловленная в биологическом, психологическом и социально-культурном плане величина переживания человека.
Половая принадлежность - основной фактор каждого человека. Ни один человек не существует как бесполое существо, он является мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной. И это относится ко всем людям, будь они с ограничениями или без. Естественно, в значительной степени зависит от интеллектуальных условий и условий окружающей среды, как и когда человек осознает данный фактор, как он преодолевает вызов, который бросает ему просыпающаяся сексуальность. Развитие сексуальности протекает как сложный процесс, который представляет трудности для обычных детей и подростков и сопровождается множеством конфликтов и раздражительностью. Совершенно ясно, что развитие сексуальности как неотъемлемая часть развития личности, так называемое психосексуальное развитие, для людей с умственными ограничениями часто протекает тяжелее и сложнее, чем у человека без ограничений. Часто оно замедленно и иногда даже остается на более ранней стадии по сравнению с людьми того же возраста, но без ограничений. И это проявляется тем ярче, чем тяжелее нарушение в умственном развитии или при множественных нарушениях развития. На это никогда не означает, что человек с умственными ограничениями не получает сексуальное развитие или не обладает сексуальными ощущениями, даже если это иногда выражается несколько иначе, чем у людей без ограничений.
Современная сексология едина в том, что сексуальность в принципе обладает тремя важными функциями:
Общеизвестная функция сексуальности - это так называемая функция продолжения рода. Сексуальность служит сохранению биологических видов. Но во время, когда во многих странах беременность можно предотвратить с помощью противозачаточных средств, когда принята сексуальность немолодых людей, возраст которых уже не позволяет продолжать род, а также когда признаны сексуальные однополые отношения, при которых не возникает беременность, наряду с функцией продолжения рода в качестве центральных признаны еще две функции: функция соотнесенности и функция удовольствия.
Обе функции в значительной степени составляют то, что в приведенном определении обозначено как величина переживания сексуальности человека.
Остановимся на функции соотнесенности. Сексуальные отношения, телесная любовь между двумя людьми дают им сознание того, что каждый из них принят партнером, а также ощущения близости, надежности и защищенности. Эти ощущения являются элементарны-ми основными потребностями любого человека. Они - предпосылка для доверия к самому себе, здоровой самореализации и личностного роста. Еще в период младенчества и раннего детства при тесном физическом контакте с любящими родителями ребенку передаются ощущения того, что он любим, а также защищенности и оберегающей близости. Следовательно, такие переживания в раннем детстве являются важной и неотъемлемой основой психосексуального развития в будущем. Отсюда следует, что если детей с ограничениями отделяют от родителей и полностью отдают на попечение в соответствующие учреждения, то это не идет на пользу психосексуальному созреванию ребенка. В этих учреждениях дети никогда не узнают, даже при самом профессиональном уходе, неподдельное, теплое и подлинное ощущение, например, груди матери, рук отца и т.д.
Переживание данного аспекта, а именно близость, надежность и защищенность посредством сексуальной коммуникации между двумя людьми значительно влияет на физическое здоровье человека. Исследования в психоэндокринологии и психоиммунологии, этих сравнительно молодых научных областях медицины, доказывают, что элементарные основные чувства благополучия, защищенности и надежности укрепляют сопротивляемость организма. Он лучше справляется с нагрузками окружающей среды и даже с возбудителями болезней. И напротив, неуверенность, страх, стресс и т.д. ослабляют организм и способствуют развитию различных болезней. Эти условия воздействуют как на защитные силы организма человека, - иммунную систему, так и на гормональную систему (эндокринную), которая влияет на многие физические и психические функции.
Независимо от этих научных данных в функции соотнесенности сексуальности проявляется то, что сексуальность непосредственно связана с общим пониманием здоровья. Поговорим об этом подробнее.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как хорошее полноценное физическое, душевное и социальное самочувствие, а не просто как отсутствие болезни. Очевидно, что удовлетворяющее сексуальное переживание, удовлетворяющая способность любить, понимаемые как коммуникация, как обмен чувствами принятия друг друга, близости и защищенности между двумя людьми, непосредственно влияют на их самочувствие.
И, естественно, сексуальность служит не только для вступления в отношения с партнершей или партнером, но также для вступления в отношения с самим собой, со своим собственным телом. Сегодня сексология признает, что вступление в сексуальные отношения с самим собой, многие называют это самоудовлетворением, мастурбацией и т.д., является нормальной формой проявления сексуальности. В период созревания молодой человек осознает свои сексуальные функции, свою сексуальную возбудимость, хочет опробовать и узнать ее на собственном теле. Но и позже - при наполненных партнерских отношениях - вступление с самим собой в сексуальные отношения не является чем-то ненормальным, скандальным, а наоборот - часто встречающимся и нормальным.
Я знаю, что многим это нелегко принять, многие считают это аморальным. К сожалению, христианская религия часто занимала отрицательную позицию по этому вопросу. Но нужно иметь в виду, что эти представления бытовали еще в античной Греции. Там, например, верили в то, что в мужском семени уже заложен полноценный человек, или что семя мужчины содержит жизненную силу, которую можно потерять и растратить.
Третья функция сексуальности, которая сегодня признается как самостоятельная и важная величина, - функция удовольствия. Получение удовольствия, восприятие сексуального удовлетворения положительно сказываются на переживаниях и самочувствии.
Итак, сексуальность обладает тремя важными функциями.
Самая важная функция сексуальности человека - функция соотнесенности. Она тесно связана со второй функцией - функцией удовольствия. Третья функция - функция продолжения рода. Естественно, эта функция с точки зрения неличностного подхода является самой важной, она служит сохранению человеческого вида. Функция сексуальности - размножение - объединяет нас, людей, с животными. Функции соотнесенности и удовольствия качествен-но отличают нас, людей, от животных.
Развитие нашей сексуальности для каждого человеческого индивидуума представляет собой особую, зачастую на всю жизнь, развивающую задачу. Каждый из нас в процессе своего развития должен объединить в единое целое все три функции сексуальности и научиться владеть ими, сознавая всю ответственность перед обществом. На это влияют биографический опыт, социальные, культурные и другие условия окружающей среды, а также принятые в обществе нормы.
Конечно же, огромную роль играют интеллектуальные возможности человека, чтобы справиться с созреванием своих сексуальных потребностей, а также своей способностью к переживанию и любви. При этом молодые люди нуждаются в образцах для подражания, просвещении и целенаправленном руководстве, тем более если это люди с ограничениями, которые мешают их саморазвитию, самовосприятию и получению социального опыта.
Принадлежность к полу, т.е. быть мужчиной или женщиной, только на первый взгляд кажется простой вещью. Сегодня медицинские исследования показывают, что принадлежность к полу определяется на многих уровнях:
• на уровне хромосомного пола,
• на уровне половых желез и эндокринного пола,
• на уровне так называемых внутренних половых органов,
• на уровне внешних половых органов,
• на уровне так называемого церебрального пола (т.е. специфической половой организации мозга и его функций),
• на уровне так называемого распознаваемого пола (также называемого акушерским полом, т.е. пол, который называет акушерка при рождении ребенка),
• на уровне пола воспитания,
• на уровне так называемой половой идентификации.
Есть люди, у которых по биологическим причинам произошли нарушения на одном или на нескольких из названных уровней. Например, у некоторых из них вследствие врожденного нарушения внешних половых органов присутствуют женские органы, хотя эти люди
по своим генетическим признакам и своей внутренней анатомической структуре являются мужчинами. Поэтому при их рождении их приняли за девочек (так называемый рас-познаваемый пол, или акушерский) и соответственно воспитывали как девочек. Поначалу все шло хорошо, но при половом созревании сексуальное мужское восприятие дало о себе знать. Мнимые девочки все больше и больше воспринимали себя как мальчики, интересовались их ролями и чувствовали влечение к девочкам. В результате их тщательно обследовали и распознали ошибку. В действительности это были мальчики, с которыми природа сыграла злую шутку и дала им женские половые органы.
Можно себе представить, какие человеческие драмы и страдания скрываются за этим. Этот пример показывает, какой природной силой является сексуальная идентификация человека. Она с огромной силой защищается от противоестественных внешних влияний, в данном случае - ошибочное воспитание в качестве девочки.
Внутреннюю продолжительную определенность и ощущение собственной индивидуальности, собственного поведения и переживания мужским или женским называют идентификацией пола (англ. Gender identity).
Известен еще один термин - «половая роль» (англ. Gender role). Она нацелена на то, что кто-то что-то делает или говорит, чтобы показать себе и другим, что он чувствует и ощущает себя мужчиной или женщиной, что он обладает мужской или женской идентификацией пола. Половая роль - манифестация идентификации пола вовне, идентификация пола - собственное ощущение половой роли (Money & Ehrhardt 1972). Людям с умственными ограничениями в принципе также дана идентификация пола. Но в какой степени они ее осознают, понимают и выражают на речевом и понятийном уровнях, зависит от их интеллектуального развития и приобретенных знаний. Индивидуальные интеллектуальные способности, знания и условия окружающей среды - способствующие или препятствующие развитию - влияют на то, насколько уверенно они ощущают свою идентификацию пола, и насколько правильно могут реализовать свою половую роль. Так как мы едины в нашей цели помочь людям с умственными ограничениями стать, насколько это возможно, полно-ценной личностью, защитить их достоинство и способствовать развитию их самостоятельности, мы должны знать о том, что говорилось выше. Мы должны признавать и поддерживать право каждого человека с умственными ограничениями на развитие и раскрытие, на созревание его идентификации пола и его половой роли.
Сексуальность людей с умственными ограничениями, их половая идентификация и роль могут проявляться очень разнообразно. В редких случаях это связано с биологическими от-клонениями, например, на хромосомном уровне, в большинстве же случаев - с задержкой общего развития их личности. Особенно часто это встречается у людей с тяжелыми умственными ограничениями, когда у молодых женщины или мужчины проявляются только детские сексуальные потребности.
Нередко родственники или специалисты трактуют элементарную человеческую потребность в нежности и близости как сексуальную раскованность или навязчивость, если такие люди приближаются для телесного контакта.
Таким образом, возникают вопросы:
Что же является нормой, а что патологией в сексуальности?
Какие опасности связаны с сексуальностью?
Сексуальность проявляется в очень разных формах и видах. Ученые пытались дать ответ на вопрос: Что является нормой, а что болезнью? Пытались найти что-то вроде нормы. Хотели знать, что нормально, а что ненормально. Было намерение все, что находится за пределами этой нормы, лечить (при «патологии») или наказывать (при «аморальности»).
Чем глубже и подробнее проникала наука в сферу сексуальности, тем яснее становилось, что здесь не может существовать «нормы». К такому выводу пришли не только в результате использования методов обследования сексуального поведения больших групп людей, но и применения социологического, исторического, этнографического, религиозно-научного подходов. На основании вышесказанного сложилось понимание того, что, с одной стороны, человеческая сексуальность и формы ее проявления во все времена, для всех культур, классов, слоев и групп имеет существенные общие признаки, а с другой, - под влиянием исторических, социальных, культурных и религиозных воздействий проявлялись акценты при оценке определенного сексуального поведения, в отношении общества к такому поведению.
Сегодня вопрос о норме и патологии для сексологии и сексуальной медицины рассматривается с двух точек зрения: чувствуют люди себя со своими сексуальными интересами и склонностями хорошо, довольны ли своей сексуальной жизнью, или страдают, потому что что-то нарушено или повреждено? Так, например, могут существовать сложности с сексуальной возбудимостью, проблемы с телесным соединением (импотенция или боли). В таких и похожих случаях говорят о сексуальных функциональных нарушениях. Их диагностикой и лечением занимается сексуальная медицина. Часто психические и физические причины или условия так переплетаются, что требуются глубокие специальные знания. Нужно учитывать, что люди с умственными ограничениями также могут страдать от таких сексуальных функциональных нарушений. Но, к сожалению, по этому вопросу нет научной литературы. Таким образом, в этой специальной области отражается то, что действует повсеместно, а именно то, что в медицинском плане и в плане здоровья интересы людей с умственными ограничениями недостаточно защищены.
Совершенно другая проблема возникает в том случае, если мужчина или женщина страдает от своего врожденного пола и связанных с ним ролевых ожиданий, не может с этим справиться и чувствует свою принадлежность к противоположному полу. Это называют
транссексуализмом. При транссексуализме речь идет о так называемом нарушении половой идентификации, которое значительно сказывается на самочувствии и в целом на судьбе таких людей - вплоть до глубоких жизненных кризисом и самоубийства. Всемирная организация здравоохранения включила диагноз - транссексуализм - в международную классификацию болезней. Причины данной проблемы до сих пор не известны, однако есть указания на то, что транссексуализм имеет биологические причины. (Транссексуализм нельзя путать с так называемой интерсексуальностью, при которой вследствие биологических причин возникают нарушения гармоничного развития физических аспектов половой принадлежности.) В большинстве развитых странах сегодня транссексуализм признан как диагноз. Кроме того, учитывая то, что данное нарушение половой идентификации нельзя устранить ни наказанием, ни терапией, предоставлены правовые и медицинские возможности для так называемой перемены пола и для смены личных сведений (фамилия, указание пола в паспорте). У людей с умственными ограничениями могут также встречаться нарушения половой идентификации. Ясно, что они часто не совсем четко и точно проявляются. Причиной этого среди прочего является также и то, что таким людям сложно точно выразить словами мир своих внутренних переживаний. Если Вы сталкиваетесь с такой проблемой или подозреваете о ее существовании, прежде всего я бы посоветовал очень подробно проанализировать все проблематику и проявить чуткую терпимость. Если умственное ограничение является не только определенной неуверенностью в выражении половой идентификации и половой роли, а скорее соответствует транссексуальной вариации переживания, многое зависит от предоставления свободы действий, чуткого сопровождения и защиты от социальной дискриминации. Здесь прежде всего речь идет о внедрении в социальное окружение терпимости и уважения. Гомосексуальность сегодня не считается болезненным нарушением, а является равноправным вариантом сексуальной ориентации, равноправным вариантом любви. Поэтому в Международной классификации болезней не существует диагноза болезни - гомосексуальность.
Нужно ли терпимо относиться к любому сексуальному поведению? Конечно же, нет. Нужно запомнить следующее: нельзя терпимо относиться к такому поведению, которое вредит или угрожает правам, достоинству, самоопределению или здоровью других людей. Особенно это касается изнасилования или сексуального насилия. К сожалению, люди с умственными ограничениями часто становятся жертвами сексуальных преступлений. При этом значительную роль играют незнание опасных ситуаций, легкая соблазняемость таких людей, доверчивость и во многих случаях их неосведомленность в сексуальных вопросах. Понятие сексуальное преступление следует трактовать очень просто. Оно означает наказуемое сексуальное поведение, в частности, изнасилование, сексуальное принуждение, сексуальное насилие, сексуальные провокации в общественных местах (например, показ половых органов - эксгибиционизм). Люди с умственными ограничениями чаще, чем в среднем по статистике, становятся жертвами сексуальных преступлений. Но, к сожалению, они также и совершают сексуальные преступления. Причины тут столь же раз-нообразны, как и при преступлениях, совершаемых людьми без умственных ограничений. Ни в коем случае нельзя считать, что люди с умственными ограничениями более озабоченные или раскрепощенные в сексуальном плане, чем остальные. Первопричиной часто служат незрелость развития личности, недостаточное сексуальное просвещение, малый опыт в социальной сфере, недостаточное знание и владение социальными нормами поведения, а также недостаточная социальная поддержка. Общая незрелость личности может способствовать, например, совершению сексуальных действий с детьми или эксгибиционированию в общественном месте.
Обширная область оценки, с точки зрения уголовного законодательства, здесь не будет рассматриваться. В любом случае наиболее эффективное предотвращение сексуальных преступлений людей с умственными ограничениями - это просвещение и половое воспитание.
Как оценивать и какие педагогические или правовые меры принимать в случае сексуального преступления, могут определить эксперты только в каждом конкретном случае.
Под парафилией, часто обозначаемой также как половые извращения (в Международной классификации болезней: Нарушения сексуальной преференции), понимают широкий спектр длительно повторяющихся интенсивных сексуально возбуждающих фантазий, навязчивых потребностей или типов поведения, которые направлены на нечеловеческие объекты (фетишизм, содомия), причинение партнеру или себе самому страданий или боли или унижение партнера или себя самого (садизм, мазохизм), на детей (педофилия) или на не соглашающихся или не способных дать согласие людей. Из сексологии известно, что негативные индивидуальные условия развития могут играть существенную роль при возникновении парафилий. Здесь также лучшей профилактикой являются поощрение здорового индивидуального (психосексуального) развития, сексуальное просвещение и педагогическое сопровождение в повседневной жизни.
Парафилию изучают сексуальная медицина, а также психиатрия и психотерапия. Если она приобретает уголовно-наказуемый характер, то подключают также меры юридического характера.
Существуют также патологические формы проявления сексуальности. Не к каждому выражению сексуальности следует относиться терпимо, и прежде всего в том случае, если она затрагивает свободу, достоинство и самоопределение или здоровье других людей. В качестве эмпирического правила можно запомнить следующее: патологией сексуальность является в том случае, если от нее страдает сам человек или его окружение.
Если в сексуальности есть патология, нужно оказывать помощь: педагогические или терапевтические мероприятия, а также привлекать соответствующих специалистов.
Существуют ли особые опасности в сексуальности людей с умственными ограничениями?
Люди с умственными ограничениями не являются асексуальными существами, они, как и все люди, рождаются мальчиками или девочками, их половая идентификация и роль, а также сексуальные потребности и поведение формируются и развиваются под влиянием соответствующих внутренних и внешних условий, социально-культурного окружения. Их сексуальность невозможно ни отрицать, ни успешно «подавлять». Как отрицание, так и подавление причинили бы вред сексуальности этих людей. Были бы нарушены не только их элементарные права человека, но это также обусловило бы неправильное развитие личности или даже наказуемый способ поведения. Опыт ежедневной работы с людьми с ограничениями показывает, что в сексуальных конфликтах и подавленных потребностях берут свое начало эксцентричное поведение и нарушения социальной интеграции.
Следующей серьезной опасностью для людей с умственными ограничениями является насилие над ними. Принятие сексуальности как данности нуждается в просвещении, половом воспитании и сознательном ответственном педагогическом сопровождении, что предупреждает сексуальное насилие. Во время, когда СПИД во всем мире стал реальной угрозой, профилактика сексуального насилия приобретает особенно большое значение для защиты здоровья.
Люди с умственными ограничениями обладают сексуальной идентификацией, сексуальными потребностями, желаниями и поведением. Это совершенно естественно. Как мы к этому относимся, что мы делаем для их созревания, - часть нашей культуры.
Сексуальность - не только элемент личности, но и важная движущая сила развития личности, созревания и раскрытия полноценного человека, полноценного мужчины, полноценной женщины. (Понятно, что люди с умственными ограничениями из сексуального отношения и партнерства черпают высокую степень самооценки и доверия к себе, потому что становятся такими же «как и остальные люди».)
Часто люди с умственными ограничениями не могут соответствовать идеалу неограниченного развития личности, потому что это не позволяют их внутренние и внешние условия развития. Но в наших силах изменить и сделать внешние условия развития стимулирующими и поддерживающими. Мы можем надеяться на то, что тем самым в таком человеке мобилизуются внутренние развивающие силы. Об этом свидетельствует опыт тех, кто пошел по такому пути.
Вот что говорит пожилая женщина с умственными ограничениями, которая замужем уже много лет: «Любовь - самая прекрасная жизнь!»
Давайте жить в любви! Недостаточно просто учить любви, нужно жить с особенными детьми с любовью!
Ирина Павловна Новик, руководитель клуба