28.01.2022 года прошло заседание районного методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи, специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания учреждений дошкольного образования по теме: «Ранняя диагностика и коррекция детей с особенностями психофизического развития»
Заседание прошло в режиме онлайн.
Цель методического объединения – повышение уровня профессиональной компетентности учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования по выявлению, обследованию и оказанию коррекционно - педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития.
В теоретической части выступили учителя-дефектологи:
Уминская Марина Александровна (учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 19 г.Мозыря») рассказала о необходимости раннего выявления и обследования детей с нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения образования. Мировая статистика отмечает рост речевых расстройств у детей. Это подтверждается данными Республиканской научно-практической конференции "Современные подходы в оказании специализированной медицинской помощи пациентам с речевыми и психическими нарушениями", прошедшей в Минске, которые указывают на то, что из года в год растет число детей с нарушениями речи.
Рассказала о том, как проходит скриннинговая диагностика непосредственно в их государственном учреждении образования.
В первую очередь изучают медицинские документы, которые находятся у медсестры, проводят беседы с воспитателями. Также учитываются запросы родителей - консультирование по поводу речевого развития детей.
Далее наблюдение со стороны за детьми в самостоятельной игровой деятельности и сама скриннинговая диагностика.
Если по большинству аспектов у ребенка выявляются нарушения, это дает основание предполагать о тяжелых нарушениях речи.
Далее знакомят законных представителей детей с результатами обследования, ведут разъяснительную работу по вопросу оказания коррекционной помощи и разъясняют необходимость дообследования у врачей-специалистов (невролога, лора) детей с признаками дизартрии, заикания и ринолалии (если такие имеются).
Обращают внимание законных представителей на то, где оказывается коррекционная помощь детям с ОПФР раннего возраста.
Ашкинезер Елена Валентиновна (учитель-дефектолог ГУО «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»)
рассказала об основных направлениях службы ранней помощи. Познакомила с особенностями выявления детей раннего возраста с особенностями психофизического развития, диагностической деятельностью и организационными формами работы в условиях центра. Заострила внимание о важности информационно-просветительской, консультативной деятельности и о важности психолого-педагогического сопровождения семьи.
Загоранская Зинаида Михайловна (учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 19 г.Мозыря») ознакомила с системой коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях интегрированного обучения и воспитания из опыта своей работы.
Рассказала о комплектовании групп. В первые две недели сентября проводится углубленная диагностика для системного анализа речи детей и планирования работы.
Основной формой организации работы учителя-дефектолога в группе являются подгрупповые и индивидуальные. На каждый вид занятия составляются перспективные и календарные планы по программе.
Преемственность с воспитателями - тетради преемственности.
Работа с семьей - подготовка и размещение информации на сайте, пересылка видеоматериалов работы с конкретным ребенком на вайбер родителя и т. д.
Кукса Юлия Игоревна (учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 24 г.Мозыря») продемонстрировала разработанное и апробированное пособие под общим названием «Логокуб». Дидактическое пособие содержит систематизированный, научно обоснованный, разнообразный дидактический материал, который позволяет обогатить коррекционно-развивающий процесс. Использование дидактических игр посредством пособия «Логокуб» вызывают у детей огромный интерес, позволяет более эффективно устранять недостатки звукопроизношения, способствует совершенствованию лексико-грамматического строя речи, развитию артикуляционной моторики. Применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием, позволяет повысить эффективность работы по формированию звукопроизносительной стороны речи, раскрыть детскую инициативность и организовать сотрудничество с семьей.
С материалами методического заседания можно ознакомиться по ссылке ниже: