4 января 2018 года состоялось второе заседание методического объединения учителей – дефектологов Мозырского районного ЦКРО и Р по теме «Единый подход в диагностике и планировании коррекционных занятий с детьми с ТМНР». Целью данного заседания МО было определение направлений и выработка единого подхода в диагностике, планировании коррекционного компонента учебного плана специального образования для детей с ТМНР. Выступали учителя – дефектологи специальных классов и дошкольных групп, учителя – дефектологи надомного обучения. Педагоги делились опытом и наработками в рамках темы. По результатам заседания сформирован банк диагностических карт по различным коррекционным компонентам учебных планов. Разработаны памятки для учителей-дефектологов по алгоритму формулирования задачи и темы к коррекционному занятию (на основе рекомендаций ГЛАДКОЙ Валентины Владимировны).
В завершение заседания педагог – психолог провела релаксационный тренинг, что позволило всем участникам расслабиться и зарядиться позитивом.
План
проведения заседания методического объединения специалистов
ЦКРО и Р по теме «Единый подход в диагностике, планировании коррекционных занятий с детьми с ТМНР»
Время проведения: 04.01.2018
Цель:
Определение направлений и выработка единого подхода в диагностике, планировании коррекционного компонента учебного плана специального образования для детей с ТМНР.
1.Определить основные направления в технологии планирования коррекционной работы с детьми с ТМНР
2. Повысить профессиональный уровень членов МО в рамках ознакомления с технологиями диагностики и планирования коррекционных занятий с детьми с ТМНР
- . Теоретическая часть:
- Технология планирования коррекционной работы с детьми с ТМНР. Стецкая Н.Н., учитель-дефектолог
- Основные направления работы в рамках программы коррекционных занятий «Развитие эмоций», учебного плана второго отделения вспомогательной школы. Домасевич В.С., учитель- дефектолог
- . Практическая часть
1.Диагностика и планирование коррекционного компонента учебного плана для учащихся и воспитанников ЦКРО и Р . Учителя – дефектологи специальных классов, дошкольных групп, обучения на дому.
2.Обсуждение диагностических карт в рамках коррекционного компонента учебного плана для учащихся и воспитанников ЦКРО и Р . Участники МО
3.Практическая работа по постановке коррекционно – развивающих задач и тем к коррекционным занятиям. Бобр Ю.С., учитель – дефектолог
- .Подведение итогов заседания
1.Разработка памяткидля учителей-дефектологовпо алгоритму формулирования коррекционно- развивающей задачи и темы к коррекционному занятию. Бобр Ю.С. учитель – дефектолог
2.Создание банка диагностических карт коррекционных компонентов учебного планадля учащихся и воспитанников ЦКРО и Р. Участники МО
- . Релаксация
Левкевич Т.П., педагог - психолог
ПАМЯТКА
Алгоритм формулирования коррекционно-развивающей задачи
Условно можно выделить 4 части формулировки.
1.Использование глагола (например, формировать, развивать, совершенствовать, закреплять).
2.Указание на действие, умение, способ деятельности и т. п.
3.Конкретизация умения — формировать умение что делать! (отличать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь и т.д.)
4. Может быть указание на:
1) уровень самостоятельности ребенка (использование различных видов опор; указание на выполнение задания с помощью педагога, с частичной помощью педагога, самостоятельно).
2) способ выполнения заданий (по образцу, по памяти, по представлению, по словесной инструкции).
3) используемый прием. Например: формировать умение сравнивать предметы по величине, используя прием приложения и т.д.
Выводы
- к отдельным коррекционным занятиям следует формулировать задачи ("Над чем буду работать на данном занятии")
- коррекционно-развивающая задача должна обладать следующими
характеристиками:
- быть ориентированной на ребенка;
- диагностичной;
- конструктивной
Ориентировочный перечень глаголов для формулирования задач
- выбирать, выделять, отделять, отбирать ...
- называть, обозначать, перечислять, соотносить...
- подбирать, различать, отличать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь …
- узнавать ...
- оформлять, описывать, характеризовать, формулировать, объяснять ...
- классифицировать (самостоятельно формулируя основания
для классификации), систематизировать, дифференцировать, обобщать ...
- определять, находить, решать, вычислять, оценивать, измерять, рассчитывать
- планировать, завершать, контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль (до, в ходе и после выполнения работ)...
Примерные формулировки коррекционно-развивающих задач:
- формировать умение составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметно-символический план;
- совершенствовать умение узнавать объекты (овощи, птиц или др.) по словесному описанию;
- формировать умение сравнивать предметы по величине, используя прием приложения
Тема коррекционного занятия формулируется по ведущей задаче
Например, к занятию поставлены следующие задачи:
1.Формировать умение ориентироваться в направлениях пространства относительно себя: вправо – влево (в трёхмерном пространстве)
2.Развивать умение составлять рассказ цепной организации (о пройденном маршруте) с использованием слов, обозначающих направления пространства.
3.Развивать умение осуществлять самоконтроль на всех этапах выполнения задания.
Если в качестве ведущей на занятии видится
первая из представленных задач, то тема занятия может быть сформулирована так: «Ориентировка в направлениях пространства относительно себя: вправо – влево (в трёхмерном пространстве)»
вторая задача, то тогда тема занятия будет иной (при том же перечне коррекционно–развивающих задач): «Составление рассказа цепной организации с использованием слов, обозначающих направления пространства»
Таким образом, в теме содержится указание на то обобщённое умение, над формированием которого планируется работать на данном занятии
Варианты формулировок тем коррекционных занятий:
-Группировка предметов по заданному основанию
-Выделение общих и отличительных признаков объектов
-Выполнение заданий по образцу и т.д.
Варианты формулировок тем диагностических коррекционных занятий:
- Изучение (выявление) состояния сформированности пространственной ориентировки.
- Изучение (выявление) состояния сформированности игровой деятельности. И т.д.
Памятка составлена на основе пособия для педагогов Гладкой В.В. «Методика проведения коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в обучении»