Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

Методическое объединение учителей-дефектологов ЦКРОиР (04.01.2018)

Дата: 21 февраля 2018 в 17:26, Обновлено 21 октября 2018 в 11:12

4 января 2018 года состоялось второе заседание методического объединения учителей – дефектологов Мозырского районного ЦКРО и Р по теме «Единый подход в диагностике и планировании коррекционных занятий с детьми с ТМНР». Целью данного заседания МО было определение направлений  и выработка единого подхода в диагностике,  планировании коррекционного компонента учебного плана специального образования для детей с ТМНР. Выступали учителя – дефектологи специальных классов и дошкольных групп, учителя – дефектологи надомного обучения. Педагоги делились опытом и наработками в рамках темы. По результатам заседания сформирован банк диагностических карт по различным коррекционным компонентам учебных планов. Разработаны памятки для учителей-дефектологов  по алгоритму формулирования  задачи и темы к коррекционному занятию (на основе рекомендаций ГЛАДКОЙ Валентины Владимировны).

                          

В завершение заседания педагог – психолог провела релаксационный тренинг, что позволило всем участникам расслабиться и зарядиться позитивом.

План

проведения заседания методического объединения специалистов

ЦКРО и Р по теме «Единый подход в диагностике, планировании коррекционных занятий с детьми с ТМНР»

Время проведения: 04.01.2018

Цель:

Определение направлений  и выработка единого подхода в диагностике,  планировании коррекционного компонента учебного плана специального образования для детей с ТМНР.

1.Определить основные направления в технологии планирования коррекционной работы с детьми с ТМНР

2. Повысить профессиональный уровень членов МО в рамках ознакомления с технологиями диагностики и планирования коррекционных занятий с детьми с ТМНР

  1. . Теоретическая часть:
  1. Технология планирования коррекционной работы с детьми с ТМНР. Стецкая Н.Н., учитель-дефектолог
  2. Основные направления работы в рамках программы  коррекционных занятий «Развитие эмоций», учебного плана второго отделения вспомогательной школы. Домасевич В.С., учитель- дефектолог
  1. . Практическая часть

1.Диагностика и планирование коррекционного компонента учебного плана для учащихся и воспитанников ЦКРО и Р . Учителя – дефектологи специальных классов, дошкольных групп, обучения на дому.

2.Обсуждение диагностических карт в рамках  коррекционного компонента учебного плана для учащихся и воспитанников ЦКРО и Р .  Участники МО

3.Практическая работа по постановке  коррекционно – развивающих задач и тем к коррекционным занятиям. Бобр  Ю.С., учитель – дефектолог

  1. .Подведение итогов заседания

1.Разработка памяткидля учителей-дефектологовпо алгоритму формулирования коррекционно- развивающей задачи и темы к коррекционному занятию. Бобр Ю.С. учитель – дефектолог

2.Создание банка диагностических карт коррекционных компонентов учебного планадля учащихся и воспитанников ЦКРО и Р. Участники МО

  1. . Релаксация

Левкевич Т.П., педагог - психолог

ПАМЯТКА

Алгоритм формулирования коррекционно-развивающей задачи

 Условно можно выделить 4 части формулировки.

1.Использование глагола (например, формировать, развивать, совершенствовать, закреплять).

2.Указание на действие, умение, способ деятельности и т. п.

3.Конкретизация умения — формировать умение что делать! (отличать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь и т.д.)

4. Может быть указание на:

1) уровень самостоятельности ребенка (использование различных видов опор; указание на выполнение задания с помощью педагога, с частичной помощью педагога, самостоятельно).

2) способ выполнения заданий (по образцу, по памяти, по представлению, по словесной инструкции).

3) используемый прием. Например: формировать умение сравнивать предметы по величине, используя прием приложения и т.д.

Выводы

  • к отдельным коррекционным занятиям следует формулировать задачи ("Над чем буду работать на данном занятии")
  • коррекционно-развивающая задача должна обладать следующими

          характеристиками:

          - быть ориентированной на ребенка;

          - диагностичной;

          - конструктивной

Ориентировочный перечень глаголов для формулирования задач

  • выбирать, выделять, отделять, отбирать ...
  • называть, обозначать, перечислять, соотносить...
  • подбирать, различать, отличать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь …
  • узнавать ...
  • оформлять, описывать, характеризовать, формулировать, объяснять ...
  • классифицировать (самостоятельно формулируя основания  

для классификации), систематизировать, дифференцировать, обобщать ...

  • определять, находить, решать, вычислять, оценивать, измерять, рассчитывать
  • планировать, завершать, контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль (до, в ходе и после выполнения работ)...

Примерные формулировки коррекционно-развивающих задач:

- формировать умение составлять рассказ-описание времени  года с опорой   на  предметно-символический план;

- совершенствовать умение узнавать объекты (овощи, птиц или др.) по словесному описанию;

- формировать умение сравнивать предметы по величине, используя прием приложения

Тема коррекционного занятия формулируется по ведущей задаче

Например, к занятию поставлены следующие задачи:

1.Формировать умение ориентироваться в направлениях пространства относительно себя: вправо – влево (в трёхмерном пространстве)

2.Развивать умение составлять рассказ цепной организации (о пройденном маршруте) с использованием слов, обозначающих направления пространства.

3.Развивать умение осуществлять самоконтроль на всех этапах выполнения задания.

Если в качестве ведущей на занятии видится

первая из представленных задач, то тема занятия может быть сформулирована так: «Ориентировка в направлениях пространства относительно себя: вправо – влево (в трёхмерном пространстве)»

вторая задача, то тогда тема занятия будет иной (при том же перечне коррекционно–развивающих задач): «Составление рассказа цепной организации с использованием слов,  обозначающих направления пространства»

Таким образом, в теме содержится указание на то обобщённое умение, над формированием которого планируется работать на данном занятии

Варианты формулировок тем коррекционных занятий:

-Группировка предметов по заданному основанию

-Выделение общих  и отличительных признаков объектов

-Выполнение заданий по образцу и т.д.

Варианты формулировок тем диагностических коррекционных занятий:

- Изучение  (выявление) состояния сформированности пространственной ориентировки.

- Изучение (выявление) состояния сформированности игровой  деятельности. И т.д.

Памятка составлена на основе пособия для педагогов Гладкой В.В. «Методика проведения коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в обучении»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.