Стратегия взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями в классе центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Одним из важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с особенностями психофизического развития. С 2017/2018 учебного года в государственном учреждении образования «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», директор Н.С.Кравец, работает, воспитатель персонального сопровождения. В 2018/2019 учебном году приступил к работе второй воспитатель персонального сопровождения. С целью обобщения опыта работы по организации персонального сопровождения учащихся, в рамках методического объединения учителей-дефектологов центра, была создана инициативная группа в составе заместителей директора по учебно-воспитательной работе Перженица Л.В., Хомутовской Л.А., учителей-дефектологов Бобр Ю.С., Стецкой Н.Н., воспитателей персонального сопровождения Сергеевой Г.И. и Дрозд Н.Н.
Цель работы инициативной группы – разработать стратегию эффективного взаимодействия учителя-дефектолога класса и воспитателя персонального сопровождения на всех этапах образовательного процесса в соответствии с принципами комплексного подхода, сотрудничества, а так же учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
Рассматривая стратегию как интегрированную модель действий, предназначенных для достижения цели, выделили несколько структурных элементов запускающих механизм взаимодействия
Во-первых, альтернативная структура календарно-тематического планирования, которая отражает плановость реализации содержания образовательной программы по учебному курсу и даёт возможность спланировать взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения ещё до начала учебных занятий.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем-дефектологом и является единым как для него, так и для воспитателя персонального сопровождения. Предлагаемая структура календарно-тематического планирования представлена в форме таблицы и имеет следующее содержание:
- цель к курсу, которая указывает зону ближайшего развития учащихся,
и задачи, как путь достижения цели;
- тему, определяющую место урока в разделе;
- задачи урока, отражающие выбор его содержания;
- оборудование;
- словарь
Графа «примечание» заполняется воспитателем персонального сопровождения при выстраивании совместно с учителем-дефектологом стратегии реализации планирования с целью обеспечения индивидуализации образовательного процесса.
Таблица 1 – Предлагаемая структура календарно-тематического планирования
Цель:
Задачи:
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Задачи |
Оборудование |
Словарь |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
На наш взгляд, предлагаемая форма структурирования даёт возможность воспитателю персонального сопровождения как непосредственному участнику образовательного процесса:
— прогнозировать, предвидеть ход и результаты работы;
— разработать программу необходимых мер и последовательность действий;
— выбрать наиболее оптимальные методы и приемы;
— точно рассчитывать деятельность во времени и устанавливать сроки начала и окончания ее этапов;
— определять формы и методы учета и контроля результатов деятельности.
Во-вторых, для представления целостной картины взаимодействия по ходу урока предлагаем использовать не план конспект, а единую технологическую карту, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок, как для учителя-дефектолога и учащихся, так и для воспитателя персонального сопровождения и его воспитанника.
Обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока нет. Она представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, но использование технологической карты помогает более целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, в том числе и воспитателя персонального сопровождения, организовывать деятельность, соотносить результат с целью обучения.
Таблица 2 – Форма предлагаемой технологической карты
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||||
Деятель-ность учителя-дефектолога |
Деятель-ность учащихся |
Деятельность воспитателя персонального сопровождения |
Деятельность учащегося |
Формируемые умения |
Планируемые результаты |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Учитель-дефектолог при конструировании технологической карты:
— описывает процесс деятельности с указанием конечного результата;
— указывает все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;
— определяет необходимые материалы, перечисляет оборудование, указывает инструменты;
— отражает координацию и синхронизацию действий всех субъектов педагогической деятельности;
— рассчитывает время выполнения всех операций.
Далее воспитатель персонального сопровождения встраивает свою деятельность в ход урока, определяя вид помощи учащемуся, прогнозируя затруднения, и намечает пути их преодоления, при необходимости адаптирует учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
Технологическая карта иллюстрирует взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения по ходу урока.
Таблица 3 – Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения во время урока
Учитель-дефектолог |
Воспитатель персонального сопровождения |
Обучает |
Помогает учащемуся |
Даёт инструкции |
Даёт подсказки |
Дает задания |
Выполняет рекомендации и следует плану |
Адаптирует дидактический материал |
Помогает адаптировать дидактический материал |
Оценивает динамику |
Помогает оценивать динамику |
Планирование урока с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения и существенно сократить время на подготовку к урокам.
Следующий структурный элемент — стратегия помощи учащемуся.
Учитель-дефектолог нацеливает воспитателя на стратегию помощи учащемуся по ходу урока, руководствуясь стандартными принципами: от «максимальной» помощи к «минимальной»; от положения «рядом всё время» к положению «рядом, когда нужна помощь и поддержка» до относительной самостоятельности.
Воспитатель персонального сопровождения продуктивно оказывает ему необходимую помощь исходя из доступного для воспитанника способа деятельности:
— совместная деятельность взрослого и ребёнка;
— действия ребёнка по жестовой инструкции взрослого;
— действия по подражанию взрослому;
— поисковый метод ориентировки;
— действия по готовому образцу;
— действия по словесной инструкции.
Диапазон помощи по ходу урока может расширяться от стимулирующей, до направляющей и организующей, а так же обучающей помощи.
Организация эффективного взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения как одних из непосредственных участников педагогического процесса даёт возможность:
— создания оптимальных условий развития, обучения, социализации сопровождаемого ребёнка;
— поиска оптимальных методов обучения, формирования активной педагогической позиции, освоения нового вида профессиональной деятельности учителю-дефектологу класса и воспитателю персонального сопровождения;
— освоения новых образовательных технологий педагогами, участвующими в сопровождении и поддержке учащегося на всех этапах коррекционно-образовательного процесса;
— формирования ответственной родительской позиции, осознания собственной роли в коррекционно-образовательном процессе как родителей сопровождаемого ребёнка, так родителей учащихся класса.
Освещение вопросов сопровождения в рамках инклюзивного образования даёт возможность осознания ценности человеческого достоинства, индивидуальности и необходимости реализации прав каждого члена современного общества.