Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

Стратегия взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями в классе центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Дата: 5 апреля в 21:04, Обновлено 5 апреля в 21:38
Автор: Косуха С. В.

Стратегия взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями в классе центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Одним из важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с особенностями психофизического развития. С 2017/2018 учебного года в государственном учреждении образования «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», директор Н.С.Кравец, работает, воспитатель персонального сопровождения. В 2018/2019 учебном году приступил к работе второй воспитатель персонального сопровождения. С целью обобщения опыта работы по организации персонального сопровождения учащихся, в рамках методического объединения учителей-дефектологов центра, была создана инициативная группа в составе заместителей директора по учебно-воспитательной работе Перженица Л.В., Хомутовской Л.А., учителей-дефектологов Бобр Ю.С., Стецкой Н.Н., воспитателей персонального сопровождения Сергеевой Г.И. и Дрозд Н.Н.

Цель работы инициативной группы – разработать стратегию эффективного взаимодействия учителя-дефектолога класса и воспитателя персонального сопровождения на всех этапах образовательного процесса в соответствии с принципами комплексного подхода, сотрудничества, а так же учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

Рассматривая стратегию как интегрированную модель действий, предназначенных для достижения цели, выделили несколько структурных элементов запускающих механизм взаимодействия

Во-первых, альтернативная структура календарно-тематического планирования, которая отражает плановость реализации содержания образовательной программы по учебному курсу и даёт возможность спланировать взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения ещё до начала учебных занятий.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем-дефектологом и является единым как для него, так и для воспитателя персонального сопровождения. Предлагаемая структура календарно-тематического планирования представлена в форме таблицы и имеет следующее содержание:

- цель к курсу, которая указывает зону ближайшего развития учащихся,

и задачи, как путь достижения цели;

- тему, определяющую место урока в разделе;

- задачи урока, отражающие выбор его содержания;

- оборудование;

- словарь

Графа «примечание» заполняется воспитателем персонального сопровождения при выстраивании совместно с учителем-дефектологом стратегии реализации планирования с целью обеспечения индивидуализации образовательного процесса.

Таблица 1 – Предлагаемая структура календарно-тематического планирования

Цель:

Задачи:

п/п

Тема

Количество часов

Задачи

Оборудование

Словарь

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

На наш взгляд, предлагаемая форма структурирования даёт возможность воспитателю персонального сопровождения как непосредственному участнику образовательного процесса:

— прогнозировать, предвидеть ход и результаты работы;

— разработать программу необходимых мер и  последовательность действий;

— выбрать наиболее оптимальные методы и приемы;

— точно рассчитывать деятельность во времени и устанавливать сроки начала и окончания ее этапов;

— определять формы и методы учета и контроля результатов деятельности.

Во-вторых, для  представления целостной картины взаимодействия по ходу урока предлагаем использовать не план конспект, а единую технологическую карту, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок, как для учителя-дефектолога и учащихся, так и для воспитателя персонального сопровождения и его воспитанника.

Обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока нет. Она представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, но использование технологической карты помогает более целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, в том числе и воспитателя персонального сопровождения, организовывать деятельность, соотносить результат с целью обучения.

Таблица 2 – Форма предлагаемой технологической карты

Этап урока

Виды работы,

формы, методы,

приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятель-ность учителя-дефектолога

Деятель-ность учащихся

Деятельность воспитателя персонального сопровождения

Деятельность учащегося

Формируемые умения

Планируемые результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Учитель-дефектолог при конструировании технологической карты:

— описывает процесс деятельности с указанием конечного результата;

— указывает все  операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

— определяет необходимые материалы, перечисляет оборудование, указывает  инструменты;

— отражает координацию и синхронизацию действий всех субъектов педагогической деятельности;

— рассчитывает время выполнения всех операций.

Далее воспитатель персонального сопровождения встраивает свою деятельность в ход урока, определяя вид помощи учащемуся, прогнозируя затруднения, и намечает пути их преодоления, при необходимости адаптирует учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

Технологическая карта иллюстрирует взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения по ходу урока.

Таблица 3 – Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения  во время урока

Учитель-дефектолог

Воспитатель

персонального сопровождения

Обучает

Помогает учащемуся

Даёт инструкции

Даёт подсказки

Дает задания

Выполняет рекомендации и следует плану

Адаптирует дидактический материал

Помогает адаптировать дидактический материал

Оценивает динамику

Помогает оценивать динамику

Планирование урока с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения и существенно сократить время на подготовку к урокам.

Следующий структурный элемент — стратегия помощи учащемуся.

Учитель-дефектолог нацеливает воспитателя на стратегию помощи учащемуся по ходу урока, руководствуясь стандартными принципами: от «максимальной» помощи к «минимальной»; от положения «рядом всё время» к положению «рядом, когда нужна помощь и поддержка» до относительной самостоятельности.

Воспитатель персонального сопровождения продуктивно оказывает ему необходимую помощь исходя из доступного для воспитанника способа деятельности:

— совместная деятельность взрослого и ребёнка;

— действия ребёнка по жестовой инструкции взрослого;

— действия по подражанию взрослому;

— поисковый метод ориентировки;

— действия по готовому образцу;

— действия по словесной инструкции.

 Диапазон помощи по ходу урока может расширяться от стимулирующей, до направляющей и организующей, а так же обучающей помощи.

Организация эффективного взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя персонального сопровождения как одних из непосредственных участников педагогического процесса даёт возможность:

— создания оптимальных условий развития, обучения, социализации сопровождаемого ребёнка;

— поиска оптимальных методов обучения, формирования активной педагогической позиции, освоения нового вида профессиональной деятельности учителю-дефектологу класса и воспитателю персонального сопровождения;

— освоения новых образовательных технологий педагогами,  участвующими в сопровождении и поддержке учащегося на всех этапах коррекционно-образовательного процесса;

— формирования ответственной родительской позиции, осознания собственной роли в коррекционно-образовательном процессе как родителей сопровождаемого ребёнка, так  родителей учащихся класса.

Освещение вопросов сопровождения в рамках инклюзивного образования даёт возможность осознания ценности человеческого достоинства, индивидуальности и необходимости реализации прав каждого члена современного общества.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.