29.12.2021 в ГУО «Мозырский районный ЦКРОиР» прошло заседание методического объединения учителей-дефектологов ЦКРОиР по теме «Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями. Сенсорная интеграция и мозг».
Участники МО рассмотрели понятие сенсорной интеграции (далее – СИ), её важность, виды нарушений СИ, проявления нарушений обработки сенсорной информации.
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Когда ощущения текут организованно, или интегрированно, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения. Если же поток ощущений хаотичен, жизнь становится похожей на час пик в дорожной пробке.
Сенсорная интеграция
-является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
-организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
-наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чём следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимание на уличный шум);
-позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
-формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Более подробно рассмотрели особенности восприятия детей с аутистическими нарушениями:
-проблемы в распознавании главной и побочной информации;
-фрагментарное восприятие;
-замедленная обработка информации;
-гиперечувствительность и гипочувствительность;
-флуктуация;
-монопроцессинг;
-периферийное восприятие;
-сенсорная перегрузка;
-остановка работы (отключение системы).
К просмотру участникам были предложены видеоролики: «Как видят мир люди с аутизмом» и «Глазами аутиста» (источник: интернет-ресурсы).
В ходе обсуждения участники МО остановились на предложенной к рассмотрению таблице «Проявления дисфункции сенсорной интеграции» и на понятии «Сенсорная диета».
Информация, рассматриваемая на методическом объединении, была актуальной, ёмкой и позволила каждому из присутствующих повысить свои профессиональные компетенции, что поможет сделать коррекционно-образовательный процесс более качественным и результативным.
Проявления дисфункции сенсорной интеграции
Система |
Гипочувствительность |
Гиперчувствительность |
Вестибулярная система (баланс) |
Потребность раскачиваться, качаться, вращаться, бег и «мотание» туда-сюда без определённой направленности |
Проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте, проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения |
Проприоцептивная система (ощущение собственного тела) |
1. Чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям 2.Плохо понимает концепцию личного телесного пространства, часто сталкивается с другими людьми. |
Проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то. |
Обонятельная система (запах) |
1.Некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь 2. Некоторые люди могут облизывать вещи. |
1. Повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи. 2. Проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом. 3. Неприязнь к животным и людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п. |
Зрительная система (зрение) |
1.Могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов 2.Проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть. |
1.Случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет «скачет» «режут» глаза. 2.Фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом. |
Аудио система (слух) |
1. Только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит 2.Человек не распознает определенные звуки 3.Наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами. |
1.Громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные. 2.Неспособность «отключаться» от окружающего шума – трудности с концентрацией. 3.У некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии. |
Тактильная система (прикосновение) |
1.Сильно сжимает других людей. 2.Очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру/боль. 3.Практикует самоповреждения (аутоагрессия). 4.Получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи. |
1.Прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми. 2.Не любит надевать что- либо на руки или стопы. 3.Проблемы с расчесыванием и мытьем головы. 4.Предпочитает строго определенные виды одежды или ткани. |
Сенсорная диета
Сенсорная диета никоим образом не связана с едой.
Это тщательно разработанная серия физических упражнений, выполняемых в специальной среде (например, сенсорной комнате), адаптированных для того, чтобы дать каждому ребёнку необходимый именно ему уровень сенсорной стимуляции. Сенсорные диеты могут быть применены в рамках достижения сенсорной интеграции. Завершение процедуры сенсорной диеты может помочь детям достичь того самого состояния, когда они станут более внимательными в школе, смогут освоить новые навыки и пообщаться с другими детьми. Гиперактивные дети станут более спокойными, а вялые, наоборот, активизируют свою деятельность.
Но не все дети способны определить, когда они не находятся в том самом, «правильном» состоянии. Будучи последовательным в реализации сенсорной диеты, специалист по эрготерапии помогает детям осознать своё «я» и постепенно прогрессировать.
Эрготерапевт подбирает программу занятий специально для каждого ребёнка, чтобы она соответствовала его потребностями и режиму дня. Программу занятий можно также выполнять и самостоятельно.