Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методическое объединение учителей-дефектологов ЦКРОиР по теме: «Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями. Сенсорная интеграция и мозг» (29.12.2021)

Дата: 5 января 2022 в 14:32, Обновлено 3 декабря 2023 в 11:09
Автор: Цандер А. В.

29.12.2021 в ГУО «Мозырский районный ЦКРОиР» прошло заседание методического объединения учителей-дефектологов ЦКРОиР по теме «Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями. Сенсорная интеграция и мозг».

Участники МО рассмотрели понятие сенсорной интеграции (далее – СИ), её важность, виды нарушений СИ, проявления нарушений обработки сенсорной информации.

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Когда ощущения текут организованно, или интегрированно, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения. Если же поток ощущений хаотичен, жизнь становится похожей на час пик в дорожной пробке.

Сенсорная интеграция       

-является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);

-организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);

-наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чём следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимание на уличный шум);

-позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);

-формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Более подробно рассмотрели особенности восприятия детей с аутистическими нарушениями:

-проблемы в распознавании главной и побочной информации;

-фрагментарное восприятие;

-замедленная обработка информации;

-гиперечувствительность и гипочувствительность;

-флуктуация;

-монопроцессинг;

-периферийное восприятие;

-сенсорная перегрузка;

-остановка работы (отключение системы).

К просмотру участникам были предложены видеоролики: «Как видят мир люди с аутизмом» и «Глазами аутиста» (источник: интернет-ресурсы).

В ходе обсуждения участники МО остановились на предложенной к рассмотрению таблице «Проявления дисфункции сенсорной интеграции» и на понятии «Сенсорная диета».

Информация, рассматриваемая на методическом объединении, была актуальной, ёмкой и позволила каждому из присутствующих повысить свои профессиональные компетенции, что поможет сделать коррекционно-образовательный процесс более качественным и результативным.

Проявления дисфункции сенсорной интеграции

Система

Гипочувствительность

Гиперчувствительность

Вестибулярная

система (баланс)

Потребность раскачиваться,

качаться, вращаться, бег и

«мотание» туда-сюда без

определённой направленности

Проблемы с деятельностью,

которая связана с

движением, например, с

участием в спорте,

проблемы с тем, чтобы

остановиться быстро или во

время движения

Проприоцептивная

система (ощущение

собственного тела)

1. Чрезмерная близость – человек

постоянно встает слишком

близко к другим людям

2.Плохо понимает концепцию

личного телесного пространства,

часто сталкивается с другими

людьми.

Проблемы с мелкими

моторными навыками и

манипуляцией маленькими

предметами (застегивание

пуговиц, завязывание

шнурков), двигает все тело,

чтобы посмотреть на что-то.

Обонятельная

система (запах)

1.Некоторые люди вообще не

чувствуют запахов, не замечают

даже сильную вонь

2. Некоторые люди могут

облизывать вещи.

1. Повышенная

чувствительность и сильные

реакции на запахи.

2. Проблемы с тем, чтобы

воспользоваться туалетом.

3. Неприязнь к животным и

людям, которые используют

духи, шампуни с сильным

запахом и т. п.

Зрительная система

(зрение)

1.Могут воспринимать предметы

как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и

очертания предметов

2.Проблемы с восприятием

глубины – трудности с тем,

чтобы бросать и ловить

предметы, неуклюжесть.

1.Случаи искаженного

зрительного восприятия,

кажется, что предметы и

яркий свет «скачет» «режут»

глаза.

2.Фокусирование на мелких

деталях (например,

песчинках) кажется более

приятным, чем

рассматривание картины в

целом.

Аудио система (слух)

1. Только одно ухо слышит звуки,

другое ухо слышит только

частично или вообще не слышит

2.Человек не распознает

определенные звуки

3.Наслаждается шумными

местами, кухнями, специально

стучит дверью или предметами.

1.Громкость шума

преувеличивается,

окружающие звуки

воспринимаются как

искаженные и спутанные.

2.Неспособность

«отключаться» от

окружающего шума –

трудности с концентрацией.

3.У некоторых пониженный

порог слышимости, что

делает их крайне

чувствительными к

слуховой стимуляции,

например, они могут

прекрасно расслышать

разговор на большом

расстоянии.

Тактильная система

(прикосновение)

1.Сильно сжимает других людей.

2.Очень высокий порог боли –

плохо чувствует

температуру/боль.

3.Практикует самоповреждения

(аутоагрессия).

4.Получает удовольствие, если на

нем лежат тяжелые вещи.

1.Прикосновения могут

быть болезненными или

дискомфортными, часто это

приводит к полному

избеганию любых

прикосновений, что может

оказать разрушительное

влияние на отношения с

другими людьми.

2.Не любит надевать что-

либо на руки или стопы.

3.Проблемы с

расчесыванием и мытьем

головы.

4.Предпочитает строго

определенные виды одежды

или ткани.

Сенсорная диета

Сенсорная диета никоим образом не связана с едой.

Это тщательно разработанная серия физических упражнений, выполняемых в специальной среде (например, сенсорной комнате), адаптированных для того, чтобы дать каждому ребёнку необходимый именно ему уровень сенсорной стимуляции. Сенсорные диеты могут быть применены в рамках достижения сенсорной интеграции. Завершение процедуры сенсорной диеты может помочь детям достичь того самого состояния, когда они станут более внимательными в школе, смогут освоить новые навыки и пообщаться с другими детьми. Гиперактивные дети станут более спокойными, а вялые, наоборот, активизируют свою деятельность.

Но не все дети способны определить, когда они не находятся в том самом, «правильном» состоянии. Будучи последовательным в реализации сенсорной диеты, специалист по эрготерапии помогает детям осознать своё «я» и постепенно прогрессировать.

Эрготерапевт подбирает программу занятий специально для каждого ребёнка, чтобы она соответствовала его потребностями и режиму дня. Программу занятий можно также выполнять и самостоятельно.

Скачать раздаточный материал

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.