Во что поиграть маме со своим малышом от рождения до года?
№ |
Игры |
Способы игры |
Игровой материал |
1. |
Игры с картинками |
Показ ребенку черно-белых изображений (горошки, смайлики, спирали, лабиринты, цифры, буквы и др.). Их можно приобрести в книжных лавках или нарисовать самому черным маркером. Картинки можно размещать в детской кроватке по 1, меняя изображения. Либо с ребенком на руках подходить к картинкам, прикрепленным на стене. Это могут быть изображения животных (произносите при этом звукоподражания), домашних предметов, фото родных и др. Можно наклеить картинки на жестяную банку от питания, заклеив их скотчем. Катая банку, указывая на картинки, называйте их. Позже используй детские книги с картонными страницами и крупными рисунками. Не забывайте комментировать изображения (много не говорите). Пусть лучше ваша речь будет короткой и понятной. Почаще общайтесь с ребенком, очень важен ваш эмоциональный и тактильный контакт. |
Черно-белые картинки (лучше крупные), цветные картинки с изображением животных и др., банка с картинками |
2. |
Тактильные игры |
Вкладывание в руки ребенка различные по фактуре лоскутки. Комментируйте ощущения (мягко, колется, шуршит, скользко и т.д.). Учите его доставать лоскутки из емкости (ведерка, коробки), после собирать их обратно в емкость или проталкивать в банку с круглым отверстием либо прорезью в виде крестика. Можно проводить лоскутком по щечке, лбу и др. частям тела ребенка, щекоча его. |
Лоскутки ткани разной фактуры, емкости, банка с отверстием |
3. |
Игры с мячиками |
Обучение ребенка игры в мяч. Мама вместе с ребенком обследуют мяч, называя его размер, форму, цвет, поверхность (твердый, мягкий), учит действиям, которые можно с ним производить: катить, бросать, ударять, кружить, прятать (искать), подбрасывать и т.д. Чем больше у ребенка будет вариантов игры, тем лучше для его развития. Это зависит от желания и фантазии родителей. Учите малыша удерживать мяч (большой – двумя руками, маленький одной), перекладывать его из одной руки в другую, бросать в корзину, сбивать им кегли и т.д. Учите обследовать все игрушки и предметы, комментируя свои действия. |
Мячи различного размера, цвета и текстуры, корзины, кегли (из бутылок от йогурта) |
4. |
Игры с водой |
Учите ребенка рассматривать и обследовать предметы, а также совершать с ними сначала манипулятивнные действия, затем предметные. Учите ребенка перелаживать предмет из одной руки в другую, действовать двумя руками. Наполните прозрачные бутылочки водой и глицерином, добавив бусинки, конфетти, ракушки, гидрошарики (для увлажнения вазонов) и др. сокровища (плотно заклеив крышку). Покажите ребенку, как трясти, переворачивать банку. Можно толкать ее перед ребенком, провоцируя его ползти, ходить. Полезен криомассаж (опускание детских ручек в теплую, затем в холодную воду). |
Прозрачные пластиковые бутылки из-под питьевых йогуртов, наполнители |
5. |
Игры на взаимодействие |
Побольше уделяйте время тактильным, эмоциональным играм. Жалейтесь с ребенком, поглаживая части тела (пальчики), называйте и считайте их. Учите повторять за вами действия на имитацию: «Ладушки», «Кошики», « Покажи, какой большой», «Коза» и др. Не забывайте про пальчиковые игры, они стимулируют речевую активность. |
Книги с картинками и пальчиковыми играми |
6. |
Игры на прослеживание |
Учите ребенка прослеживать за яркой игрушкой, проводя ею перед ребенком горизонтально, вертикально. Можно яркой игрушкой стимулировать перевороты малыша на бок, затем на живот. Учите искать игрушку, спрятав ее у него на глазах под ведро, коробку. Учите прослеживать за упавшей игрушкой, катящимся мячиком. Сидя за детским столиком, учите бросать игрушку (привязанную на веревке или резинке к столу), а затем подтягивать ее за веревку. Накрывайте ребенка и себя по очереди платком, побуждая к поиску. Тоже производите и с игрушками. Показывайте свой восторг при нахождении, хвалите малыша. |
Яркие игрушки, ведерко, коробка |
7. |
Игры на имитацию |
Учите ребенка стучать кубиками по столу, друг о дружку, ложками (деревянными, металлическими), подпевая песенки в ритм, стимулируя малыша подпевать (лепетать) вам, пропевая слоги (ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, да-да-да, ля-ля-ля и др.). Стимулируйте малыша повторять ваши движения (хлопки, поднятие рук, покашливание, чихание и др.). |
Парные предметы: кубики, погремушки, ложки и др. |
8. |
Игры на сжимание |
Учите ребенка сжимать, вложенный в руку ребенка предмет, удерживать его. Сжимайте вместе резиновые мячи и игрушки. Играйте с ними в ванной, вылавливая их из воды. |
Резиновые игрушки |
9. |
Игры с движениями |
Читайте ребенку четверостишия, можно при этом отхлопывать их ритм вместе с малышом и действовать его руками, показывая движения по тексту. Используйте мимику и жесты. |
Четверостишия |
10. |
Игры на различение звуков |
Учите ребенка находить игрушку по звуку, тряся погремушкой с разных сторон от него (справа, слева, над головой, под столом), стимулируя его тянуться за ней. Можно использовать контейнеры от киндер-яиц, наполнив их попарно крупами (водой, солью и др.). Учите трясти шумовые баночки двумя руками. |
Погремушки, контейнеры от киндер-яиц, крупы |
11. |
Игры на коммуникацию |
Активно используйте при общении с ребенком жесты (кушать, пить, спать, плакать, петь, смеяться, говорить по телефону, качать и др.). Можно придумывать их самостоятельно. Повторяйте за ребенком его звуки. Произносите цепочки слогов перед лицом ребенка, стимулируя его внимание к вашей артикуляции и побуждая к повтору, хвалите его. |
|
12. |
Игры на движение |
Касайтесь частей тела и лица ребенка, называя их и пропевая при этом песенки. Смотритесь в зеркало, называя части тела. Побольше обнимайте малыша, возитесь с ним и увидите, что ваши труды не напрасны. Учите его открывать - закрывать коробки, шкатулки, кастрюли и др. Учите его исследовать предметы, показывая и комментируя их назначения. |
Зеркало, предметы быта, шкатулки, коробки и др. |
Во что поиграть маме со своим малышом от 1 до 2 лет?
№ |
Игры |
Способы игры |
Игровой материал |
1. |
Игры с книгами |
Рассматривайте с ребенком картинки в книге, называя изображения, комментируйте изображенные действия. Побуждайте ребенка показать по просьбе знакомое ему животное (предмет) в книге, используя указательный жест. Стимулируйте речевую активность, используя звукоподражания (ав-ав, мяу, му и др.). Учите листать страницы в книге (начиная с картонных страниц, затем – с тонкими). Можно самому сделать книги о ребенке, подобрав картинки с его любимыми животными, игрушками, или с распорядком его дня и др. |
Детские книги с картонными страницами |
2. |
Игры с водой |
Учите вылавливать из воды резиновые игрушки рукой, ведерком, ковшиком, после - ложкой. Проводите опыты с водой (тонет - не тонет предмет). Полезна смена температур воды: теплая - холодная, игра с кубиками льда (вылавливание ледышек из воды руками, ковшиком, ложкой). Интересны игры в воде с заводными игрушками и пластиковой бутылкой с множеством отверстий. Учите переливать воду из одной емкости в другую. |
Емкости с водой различной температуры, резиновые и заводные игрушки |
3. |
Игры с крупами |
Погружайте руки ребенка в емкости с различными крупами (фасоль, горох, макароны, чечевица, рис, пшено и др.), комментируя ощущения. Прячьте на глазах ребенка в крупы маленькие игрушки, шарики, побуждая ребенка их найти. Учите насыпать крупы в ведерко руками, пересыпать из одной емкости в другую. Не оставляйте ребенка без присмотра во время игры с мелкими предметами и крупами. |
Емкости с крупами, маленькие игрушки, ведерки, ковшики |
4. |
Игры с мелкими предметами |
Учите ребенка поднимать мелкие предметы (шарики, кубики, фишки, пуговицы, камушки и др.) со стола, формируя «пинцетный» захват, затем проталкивать их в банку с небольшим отверстием. Будьте рядом во время игр с мелкими предметами. |
Мелкие предметы, емкости с отверстиями |
5. |
Игры на самообслуживание |
Играйте в «наряжалки». Примеряйте ребенку шляпы, одежду и обувь родных, побуждая ребенка одеть и снять одежду, обувь. При этом не забывайте смотреться в зеркало, комментируя свой восторг. |
Детская и взрослая одежда, зеркало |
6. |
Действия с игрушками |
Учите ребенка производить действия с игрушками, предметами: надевать кольца на пирамидку (на руки, пальцы), катить их по полу, вращать на стержне; причесывать, кормить, катать, качать, укладывать спать мишку, куклу. Комментируйте все свои действия . |
Игрушки, расческа, игрушечная посуда |
7. |
Игры на имитацию |
Учите ребенка махать «пока-пока», показывать воздушный поцелуй, желания «хочу – не хочу», «да - нет», пользоваться простыми жестами, показывать, что хочет, просить «дай», делиться по просьбе, подражать вашим действиям по хозяйству (подметать и мыть пол, вытирать пыль, стирать и др.). |
Предметы домашнего обихода |
8. |
Игры на рисование |
Учите ребенка рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами, кисточкой длинные – короткие, горизонтальные и вертикальные линии, круги и др. Фантазируйте и комментируйте рисунки. |
Бумага, краски, мелки, карандаши, кисточка |
9. |
Игры на конструирование |
Учите ребенка строить башню из кубиков разных размеров, коробок, банок, пластиковых стаканчиков, укладывать кубики в ряд (двигать ими из стороны в сторону), соединять детали крупного конструктора. |
Кубики, коробки, пластиковые стаканы |
10. |
Игры на коммуникацию |
Учите ребенка повторять за вами слоги, простые слова. Вам пригодится емкость (банка, чашка, полый цилиндр), в которую можно говорить, т.к. изменяется голос и его сила. Говорите по очереди, зовя маму, папу, дядю, тетю, лялю, бабу, деда и др. двухсложные слова. Учите понимать и выполнять простые инструкции, давая ребенку сначала простые, затем 2-3 составные инструкции. Учите соотносить предмет с его изображением, используя 2 предмета и 2 картинки: «Посади мишку на мишку», (куклу на куклу) и т.д. |
Емкости в виде цилиндра, предметы и картинки с их изображением |
11. |
Игры на взаимодействие |
Учите ребенка взаимодействовать с другими детьми, играть рядом с ними, делиться по просьбе. Танцуйте с ребенком, показывайте различные движения, побуждая его к повторению. Хвалите малыша за его повторы и старания. |
|
12. |
Игры на сортировку |
Учите сортировать предметы: колечки и кубики, чашки и блюдца, носки и платочки и многое др., используя емкости для сортировки. Учите находить большой и маленький предметы, находить и показывать, где 1-много предметов. Изучайте геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Сортируйте предметы по 2 цветам. |
2 емкости, предметы 2 видов, геометрические фигуры |
13. |
Игры на составление целого |
Составляйте целое из частей, разрезную картинку, пазлы из 2 частей. Учите находить «такой же предмет» (2 набора предметов: чашки, ложки, шарики, кубики и др.), положив перед ребенком 2-3 предмета, покажите ему свой такой же предмет и попросите найти его у себя, сравните их, посчитайте. |
Картинки из 2 частей (пазлы), парные предметы |
14. |
Игры на речевую активность |
Учите ребенка повторять простые слова за взрослым и называть предметы обихода, животных, узнавая их на картинках, использовать первые простые предложения: «Мама, дай», «папа, иди» и др. не поддавайтесь ребенку, зная смысл его взгляда и жеста. Делайте вид, что не понимаете, чего он хочет, побуждайте его просить. Желательно этой стратегии держаться всем членам семьи. Читайте стихи и сказки, где ребенок может договаривать отдельные слова, фразы, используя жесты и движения. |
Стихи, сказки, куклы-бибабо, куклы-перчатки, пальчиковые куклы |
Во что поиграть маме со своим малышом от 2 до 3 лет?
№ |
Игры |
Способы игры |
Игровой материал |
1. |
Игры с пластичным материалом |
Учите ребенка мять тесто, пластилин, катать из него шарик, колбаску, резать ее игрушечным ножиком на части, отрывать кусочки от целого бруска пластилина, приклеивать их на бумагу. Используйте формочки для лепки, штампы. Можно прятать в тесто каштаны, шарики, мелкие предметы, побуждая ребенка их найти или самому спрятать. |
Тесто (пластилин), доска и формы для лепки |
2. |
Игры на самообслуживание |
Учите действовать ложкой: пересыпать крупы (орехи, желуди и др.) из одной емкости в другую. Учите с помощью чашки или резиновой груши переливать воду из одной емкости в другую, можно использовать стакан-непроливайку. Стимулируйте ребенка пить из чашки самостоятельно и с помощью трубочки. Учите малыша мыть и вытирать руки, чистить зубы, одеваться, раздеваться (шапка, носки, обувь и др.), помогать по хозяйству, давайте 2-3-х составные поручения (сходи, открой и принеси). |
Ложки разного размера, крупы, чашки, сок с трубочкой |
3. |
Игры на счет |
Учите ребенка считать до трех, можно и больше, показывать на пальцах, сколько ему лет. Считайте одинаковые предметы, этажи, котов и др. Называйте цвет предметов. |
Счетные предметы |
4. |
Игры на восприятие |
Учите ребенка показывать геометрические фигуры, сортировать круги и квадраты. Учите сортировать предметы по размеру (большие мишки и маленькие). Сортируйте предметы сначала по двум цветам (красные карандаши - в красное ведерко, зеленые - в зеленое и т.д..), после – по 3-4 основным цветам. Можно сортировать цветные пробки, проталкивая их в коробку с отверстиями по цвету. Просите показать, дать синий круг, желтый квадрат. |
Геометрические фигуры, ведерки основных цветов, игрушки 2 размеров |
5. |
Игры на предпосылки сюжетно-ролевой игры |
Учите ребенка играть с куклой, мишкой и т.д., придумывая сюжет, отрабатывая режимные моменты (кормить, укладывать спать, катать, лечить и др.). Можно инсценировать сказки, распределив роли всем членам семьи. Смотрите вместе мультфильмы, комментируя и анализируя увиденное. Пойте вместе детские песенки, подыгрывая на ксилофоне в такт. Учите дуть в различные дудки, трубочки от коктейля в воде, пускать мыльные пузыри. Учите вместе стихи, ребенок поначалу может договаривать отдельные слова. |
Кукла, мишка, кроватка, игрушечная посуда, коляска, докторский набор др. |
6. |
Игры на конструирование |
Учите конструировать из кубиков (башня, мост), сортировать кубики по цвету. Строить синий, желтый или др. цвета конструкции (дом, гараж, кран и др.) из деталей крупного (мелкого) конструктора-лего. |
Конструктор-лего, кубики |
7. |
Игры на нанизывание |
Учите ребенка нанизывать на плотный шнурок крупные бусины, колечки и др., шнуровать картонные фигурки с отверстием. Нанизывать можно на деревянные шпажки, трубочки от коктейля. Можно на желтый шнурок нанизывать только желтые картинки и т.д. |
Шнурки, крупные бусины, колечки и др. |
8. |
Игры на соотнесение |
Учите ребенка находить «такой же» предмет, используя предметы и картинки. Учите обобщать – находить из множества предметов или картинок только игрушки или посуду. Выбирайте на картинках только того, кто плавает (летает). Играйте в лото, домино. |
Парные предметы, картинки, лото, домино |
9. |
Игры на взаимодействие |
Учите взаимодействовать, играть с другими детьми, делиться игрушками, просить, действовать по очереди, ждать, жалеть другого; выражать свои желания, показывая и называя предмет. Учите малыша оставаться с родными, разговаривать по телефону и др. |
Игрушки |
10. |
Игры на развитие точных движений |
Учите составлять картинки из мозаики, составлять пазлы, разрезные картинки из 2-4 частей, бросать счетные палочки в емкость с маленьким отверстием (конструировать из палочек фигуры, накладывать их на прорисованный контур). Можно сортировать большие-маленькие пуговицы по банкам с соответствующими отверстиями, орехи и желуди и т.д. |
Мозаика, разрезные картинки, пазлы, счетные палочки |
12. |
Иры на коммуникацию |
Учите ребенка узнавать и показывать по просьбе изображенные предметы, называть их, изображенные действия, соотносить изображения с предметами, ориентироваться, где 1 – много. Просите ребенка найти нужный предмет на картинке и спрятать его в «почтовый ящик» (коробку с прорезью), называя его. Меняйте вопросы, задания: «Спрячь того, кто каркает, у кого длинные уши, кто рычит, мяукает, парные картинки и т.д». |
Картинки, коробка с узкой прорезью |
13. |
Игры на изобразительные действия |
Рисуйте с ребенком красками и кисточкой (мазки, пятна, штрихи, линии), осваивая технические навыки в рисовании (промыть кисть, брать краску, рисовать на пространстве листа), правильно держать и рисовать карандашом. Учите малыша пользоваться клеем-карандашом, наклеивая фигуры из цветной бумаги на прорисованный контур. |
Краски, кисточка, карандаши, цветная бумага, клей-карандаш |
14. |
Игры на движение |
Танцуйте с ребенком, обучая его действовать по образцу, подражать действиям животных. Играйте в игры с правилами. Учите ходить на носочках, стоять на одной ноге, прыгать на двух ногах, кататься на трехколесном велосипеде, самокате, подниматься-спускаться по лестнице, считая лесенки. |
Велосипед, самокат |
15. |
Игры на описание |
Учите ребенка рассматривать предметы, выделяя их признаки. Описывайте их: «Яблоко большое, круглое, красное, сладкое, сочное, ароматное». Яблоко можно покатать, понюхать, попробовать и найти в нем семечки. Проводите опыты с водой, красками, экспериментируйте, сравнивайте, развивая речь, внимание и воображение ребенка. Задавайте вопросы малышу и всегда отвечайте на его вопросы, не игнорируя их. Гуляя на улице или смотря в окно, описывайте вместе, что видите. |
Предметы окружающей среды |
16. |
Игры на познание окружающего |
Ходите с ребенком на улицу в любую погоду, комментируя все природные явления. Определяйте направления и силу ветра, дождя, ходите по лужам, запускайте воздушного змея, нюхайте цветы, собирайте камушки, следите за облаками, лепите из снега и т.д. |
Воздушный змей |
Скачать Практические рекомендации для родителей и педагогов по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет с использованием изотерапевтических технологий
Скачать Практические рекомендации для родителей по организации тактильных игр в домашних условиях
Скачать Эффективность артикуляционной гимнастики в раннем и младшем дошкольном возрасте
Скачать Рекомендации родителям
Скачать Медодика Монтессори