Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Дата: 28 марта 2019 в 21:52, Обновлено 28 марта 2019 в 21:56
Автор: Косуха С. В.
357 просмотров

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

 

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется у детей в течение первых трех лет жизни независимо от их пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения.

Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений до сложных ритуалов, нередко проявляется деструктивное поведение.

Сухие фразы из учебника по специальной педагогике, но из-за каждого предложения, из-за каждого слова учебника как будто выглядывают хитренькие и наивные, озорные и значительные в своей задумчивости … и такие доверчивые-доверчивые рожицы моих учеников, детей с аутизмом, первоклассников ГУО «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (директор Наталья Сергеевна Кравец).

Артем — живой, непоседливый, очень подвижный, несётся стремглав впереди всех! Фанат динозавров. У него дома десятки книг о динозаврах, сотня фигурок динозавров и тысяча рисунков, в которых он увековечил своё увлечение. Умница мама: не пожалела стену — и вот у Артёма «собственная галерея». Упорно приносит в центр своих любимцев, из рук не выпускает и вдруг — потерял. Ходит по классу, ищет, изображает горе-горькое, обращается ко мне «Где? И дальше следует непереводимая «игра звуков». Вообще, он знает названия всех динозавров, которые ему озвучивали, показывая картинки, фигурки, но мне то они неведомы, да и с произношением у Артемки трудности. Смотрит с надеждой, видно как по лицу ходят мысли, затем усилие … и «Длинношее, где?» Нашли в урне, он обрезки бумаги после трудов выбрасывал, да невзначай и уронил…

         И ещё Артём, другой Артём. Каждые две недели он сменяет любимый вид деятельности: то он играл в «Африку», то инсценировал в лицах сказку «Колобок», а ещё «воспитывал» слона и «ходил в магазин», вырезая из рекламных проспектов картинки с продуктами и в один прекрасный день начал играть с куклами в «домики». И вот уже минут двадцать куклы обедают, обедают, … всё обедают. В класс заходит учитель адаптивной физкультуры О.Н. Каченовская. Прошу ее поиграть с Артёмом. А это – новый человек, новый сюжет игры. Оксана Николаевна обращает внимание на игрушечную горку и предлагает покататься. «И я, и я!» – подключаюсь к игре. Наши куколки съезжают с горки. Мальчишка радуется от души: встал с места, подпрыгивает, хохочет, мыслями он и сам уже давно на этой горке. Оксана Николаевна: «Ой, кроватка, давайте спать!». Артёмка сразу «сдулся как воздушный шарик», заканючил: «Нет спать!», выбросил руку в указательном жесте и завопил: «Кататься!!!»

У Дениски очень ясный, пытливый взгляд голубых глаз. Он великий классификатор и сортировщик. Какие бы предметы не попали бы ему в руки, он мгновенно разделит их по цвету, весу, текстуре и ещё по тысяче оснований, о которых ты даже и не предполагал…

У нас все карандаши лежат в одной коробке, стать их счастливым обладателем – мечта малыша. Однажды они оказались у него — восторг! И что тут началось… Он разделил их по цвету: много оттенков одного и того же цвета, поэтому много карандашей лежало по одному. Так дело не пойдёт! Разложил по форме: мало круглых карандашиков, ещё меньше треугольных, а шестигранных целая куча — некрасиво, не понравилось. Толстые, такими удобнее рисовать детям с недостаточной моторикой, и тонкие, обычные — развёл руками, только две кучки. Крутил, крутил… и выстроил в ряд по высоте!

Кирилл и Егор сидят за одной партой. Егор корчит рожицы, пытается плакать. «Егорка, что с тобой? Что случилось?» Сопит, крутит головой. Кирилл смотрит внимательно, на его лице читается сочувствие. Переводит взгляд на меня и просится в туалет. «Конечно, беги» … и тут с места срывается Егор и «вихрем» — в туалет. А ещё Кирилл, как заправский дизайнер-оформитель, может вылепить из пластилина буквы любого затейливого или не очень шрифта и выложить из них слова, которые часто видит. Любит длинные, один из любимых перлов «Гомельоблсоюзпечать».

Егорка очень ловко списывает слова, пользуясь трафаретом. Трафарет — это контуры букв, вырезанные в картоне, вся ребятня класса активно ими пользуется, поэтому буквы часто приходят в негодность. Егорка пишет имя мамы, в трафарете «С» за давностью использования серединка отошла и цепляется за карандаш. Егорка нервничает, но упорно старается обвести букву, раздражение нарастает — он отбрасывает трафарет и пишет имя самостоятельно, да в придачу ещё и папино имя списал. «Вот так Егор и стал списывать самостоятельно!»

Антошка самый весёлый мальчуган в классе. Большой знаток и любитель сельского хозяйства, у него любимые бабушка и дедушка в деревне. Поэтому коровки, свинки и собака Жулик у него в большой чести. Антон — большой экспериментатор. За ним глаз да глаз! Всё ему интересно.  Какой клей на вкус? Что будет, если сделать мазок краской по бумаге, а по руке или лицу, по свитеру, а мазнуть по учительнице? Выглядывает из класса, берёт за руку: «Сюда, сюда». В классе чайник с кипячёной водой. Он берёт одноразовый стаканчик, заглядывает в глаза. Попроси «Дай». Протягивает стаканчик: «Быстрей».

Простые, незамысловатые истории.

Сколько за ними радости и печали, реализованных ожиданий и произнесенное ребёнком с аутизмом, как радует каждая попытка наладить взаимодействие с другим человеком, умение вести себя в определённой ситуации — это то, чему мы: родители, учителя-дефектологи, воспитатели, педагоги-психологи стараемся научить детей.

И, главное, понимание. Детям с аутизмом нужна наша помощь, поддержка и внимание.

Дети с аутизмом среди нас, дети с аутизмом одни из нас.

Учитель-дефектолог

 ГУО «Мозырский районный ЦКРОиР»

Наталья Стецкая

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.