04.01.2023г. в ГУО «Мозырский районный ЦКРОиР» состоялось заседание учебно-методического объединения учителей-дефектологов классов и дошкольных групп ЦКРОиР по теме «Подходы к обучению детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии». На обсуждение было вынесено ряд методик и подходов с доказанной эффективностью, таких как:
1. DIR/Floortime. Концепция DIR представляет собой терапевтическую модель, сфокусированную на эмоциональном развитии ребёнка. Floortime (в переводе – время, проведённое на полу) является компонентом комплексной программы помощи, основанном на концепции DIR. Методика базируется на присоединении к ребёнку, построении с ним тёплых и эмоционально-окрашенных отношений, использовании уже существующих его интересов в целях обучения и развития.
2. RDI – методика развития через взаимодействие и межличностные отношения. Это развивающий подход, который сначала фокусируется на развитии способности и мотивации ребёнка к общению и взаимодействию, а затем на формировании динамического (гибкого) интеллекта, необходимого для качественной самостоятельной жизни.
3. ABA – Прикладной анализ поведения (ПАП). Слово «Прикладной» означает возможность практического использования. Слова «Поведенческий Анализ» можно читать как «Теория обучения», то есть понимание того, как происходит (или не происходит) усвоение новых навыков. ABA-терапия –интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
4. ESDM – Денверская модель раннего вмешательства, подход для работы с очень маленькими детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), который стимулирует детскую спонтанную склонность вступать в контакт и взаимодействовать, проявляя инициативу, с другими людьми.
5. Холдинг терапия (англ. hold – «держать», «удерживать») – психотерапевтическая техника при работе с ребёнком, имеющим расстройства в процессе общения (отсутствие контактов в первую очередь с матерью) и нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
6. Томатис. Биоакустическая стимуляция. Микрополяризация.
7. Пет-терапия (от англ. pet – «домашнее животное, любимец») – участие домашних питомцев в лечении и профилактике различных болезней, от сердечно-сосудистых заболеваний до психических расстройств.
8. PRT – Обучение основным реакциям/опорным навыкам, основанное на прикладном анализе поведения (ABA, ПАП) и психологии развития. Основная цель PRT – развивать мотивацию у ребёнка с РАС реагировать на сигналы и социальные взаимодействия, которые могут заменить надлежащее или атипичное поведение. Основное внимание уделяется улучшению дефицита развития, а не ориентации на конкретные поведения.
Следующим этапом заседания учебно-методического объединения было тестовое задание, с помощью которого участники смогли актуализировать полученную информацию и проверить адекватность и корректность своих представлений в рамках рассматриваемых методик и подходов. ( Приложение 1)
В качестве рефлексии деятельности с участниками УМО было проведено упражнение «Плюс. Минус. Интересно». Педагогам была предложена для заполнения таблица со следующими столбцами (Приложение 2):
«П» - плюс необходимо было записать то, что понравилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, то, что может быть полезным для достижения каких-либо целей;
«М» - минус, всё, что не понравилось, показалось скучным, не интересным, осталось не понятным;
«И» - интересно, те любопытные факты, о которых узнали; что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы.
Хочется отметить, что все участники УМО отметили значимость, информативность и актуальность рассматриваемых вопросов.
«Век живи – век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о непрерывности образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности. Учебно-методическое объединение завершилось и каждый из его участников ушёл с новыми знаниями, мыслями, идеями, реализация и воплощение которых будет способствовать повышению качества и результативности профессиональной деятельности педагогов.
Юлия Станиславовна Татаринова, учитель-дефектолог