Пособие «Мир вокруг нас»
Использование изображения предмета, действия, признака предмета одновременно со словом- это одна из возможностей обучения не говорящих детей, либо детей, испытывающих затруднения в использовании коммуникативных навыков.
Пособие можно использовать для занятий с малышами с разным речевым уровнем развития. С его помощью дети расширяют свой пассивный (и, по возможности, активный) словарный запас, используя зрительную память, учатся применять его в практической повседневной жизни, а также у ребёнка формируются и расширяются представления о личных предметах гигиены, предметах одежды, вкусовых предпочтениях и т.д. Он учится понимать фразы и предложения, составлять их с опорой на изображение, описывать предметы.
Цель: Способствовать составлению фразы и предложений с опорой на изображения.
Задачи:
- Уточнение, расширение, активизация словаря (слова-действия, предметы гигиены, одежда, игрушки, продукты; использование цвета как ориентира при поиске нужного предмета и т.д.).
- Формирование навыка составления фраз-просьб из карточек.
- Развитие коммуникативных навыков (составление фразы с опорой на изображения).
Оборудование: Фотография семьи, предметные картинки и соответствующие им предметы: зубные щётки, расчёски; перчатки, шапки, носки, тарелки и т.д.; муляжи продуктов (яйцо, курица, кукуруза, банан и т.д.); игрушки: цыплёнок, лягушка, шарик, маракас, кубик и т.д.; изображения действий, признаков предметов и т.д.
Варианты использования пособия «Мир вокруг нас»
1) Нахождение предмета по цвету
*Ребёнку предлагается 4 планшета с фотографиями членов семьи и изображениями предметов личной гигиены (зубная щётка+ цвет, расчёска +цвет). У каждого своя зубная щётка и расчёска. Где чьи предметы? (раскладываем возле планшетов с фотографиями нужные предметы гигиены).
*Разложить по местам одежду в соответствии с инструкцией из изображений (на 4 планшетах карточки с изображением одежды и цвета одежды).
2) Составление предложений
Вместе с ребёнком выбираем карточки, которые обозначают действие «есть» (предлагаются картинки, пиктограммы, фотографии ребёнка). Сортируем продукты (муляжи) в соответствии с инструкцией из изображений. На полосках: фотографии членов семьи+ карточка «есть»+ карточка продукта (проговаривание предложений с опорой на изображения).
3) Обмен предметами
«Выкладывание просьбы» из карточек ( Кира+ я хочу+ маракас+ шарик)
Подготовила Фёдорова Ольга Адамовна, учитель-дефектолог