Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Взаимодействие педагогов дошкольной группы №1 «Капелька» и музыкального руководителя

Дата: 18 февраля 2019 в 22:13, Обновлено 3 декабря 2023 в 11:31
Автор: Косуха С. В.

Исследователи жестового языка:

Г.Л.Зайцева. Жестовая речь. Дактилология (2000)

З.З.Базоев, В.А.Паленный. За жестовый язык/ ОООИ «Всероссийское общество глухих» (2014)

Р.Н.Фрадкина. Говорящие руки: тематический словарь жестового языка глухих России (2011)

О.Сакс. Зримые голоса (2014)

Т.А.Григорьева, И.К.Русакович. Жестовый язык: теория и практика обучения в специальной школе (2007); Методика развития жестовой речи (2016)

И.К.Русакович. Характеристика программно-методического обеспечения процесса обучения жестовому языку в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха. Спецыяльная адукацыя. – 2018. – № 5 (124). –  С. 50 – 57. 

Основные подходы в обучении жестовому языку

  1. Коммуникативно-деятельностный методический потенциал средств и приёмов формирования знаний и развития речи
  2. Грамматический – построен на принципах сознательного изучения жестового языка как  системы в сопоставлении со словесным языком, сравнительного изучения лингвистических явлений в обоих языках

! помочь соединить две сложные и специфичные языковые системы – жестовую и словесную – в сознании глухого ребёнка – важная коррекционно-образовательная задача

Глухие дети мыслят «в другой, своей системе координат», по законам функционирования того языка, на котором они свободно говорят и  думают.

Без целенаправленной работы система овладения закономерностями  жестового языка складывается спонтанно, а также фрагментарно и изолированно от процесса развития словесной речи

Трудности и ошибки словесно-жестового перевода

Всё это является проблемами обучения, коммуникации и социализации неслышащих

Использование жестового языка в обучении

Осознание специфики жестов и законов жестового языка (их отличие от словесного языка)

  • Фасилитация перевода    совершенствование читательской деятельности        совершенствование письменной деятельности
  • Проявление жестотворчества

Виды жестовой речи

Калькирующая жестовая речь (КЖР) – полный  аналог, «слепок», «калька» словесного звукового языка, дословный перевод.

Разговорная жестовая речь (РЖР) – самостоятельная лингвистическая система, функционирует по своим правилам.

НЖЯ – национальный жестовый язык, имеет особенности лингвистики и грамматики.

Особенности организации образовательного процесса с обучающимися с нарушениями слуха

Использование жестового языка в двух моделях реабилитации

         Биолого-медицинская. Необходимость преодолеть глухоту, как болезнь. «Стать слышащим» поможет система слухопротезирования, специальная организация речевой коррекционно-образовательной среды, в которой должна отсутствовать жестовая речь. Учебно-воспитательный процесс организуется только на словесной основе.

         Жестовый язык – последствие глухоты, как болезни, «атрибут» глухих, мешающий их словесному развитию.

         Социокультурная. Признание прав неслышащего человека быть представителем микросоциума глухих, развиваться, получать образование и включаться в макросоциум, опираясь на различные средства коммуникации (словесные и жестовые).

         Вопросы медицинской реабилитации, развития слухового восприятия и словесной речи рассматриваются через призму возможностей детей с нарушением слуха, наделённый своим, уникальным мировосприятием.

         Жестовый язык – преимущество и средство, расширяющее границы познания, когнитивного, эмоционального и  личностного развития.

Программа изучения жестового языка включает:

Лингвистический блок – особенности лексики и грамматики жестового языка

  • Жест, его структура. Жесты указательные, имитирующие, описывающие и условные.
  • Жесты: действия, состояния. Зависимость исполнения от характеристики действия.
  • Жесты, выражающие значение множественности, принадлежности, качества и т.д.
  • Способы выражения пространственных, целевых, условных, причинно-следственных отношений.
  • Этимология жестов и др.

Коммуникативный блок – применение лингвистических знаний в словесной и жестовой презентации речевых ситуаций.

Образование жестов

         Способы образования новых жестов из производного:

- изменение направления движения (дать – раздать);

         - изменение качества движения (кланяться – поклониться, большой –  

         - изменение нескольких компонентов (шеренга – очередь – колонна – 

толпа – отряд);

Значение мимики в образовании жестов

Жесты, образованные путём сложения жестов или жестов и дактилем:

Жестовые эквиваленты значения множественности

Способы передачи значений множественности

 Повторение единичного жеста (человек – люди)

 Добавление жеста-движения для обозначения занимаемого предметами пространства (книги – книга + движение «вверх» – «вперёд»)

 Добавление к жесту-номинативу жеста «много», «разные» или числа (мальчики – мальчик + много)

 Добавление к жесту-номинативу жеста, обозначающего определённое множество в нужном контексте (птицы – птица +стая)

 С помощью двигательно-пространственной смысловой парадигмы («в комнате стоят стулья по кругу»)

 С использование формы руки жеста «много» (раскрытая ладонь с выпрямленными разведёнными пальцами) в контекстах и сочетаниях с жестами «очередь» «шеренга» «толпа» «отряд» и т.д. 

Секреты жестовой лексики

  • Этимология жестов
  • Конситуативность
  • Жестовые эквиваленты синонимов, омонимов, антонимов, многозначных слов
  • Жесты архаизмы и неологизмы
  • Жестовые смысловые парадигмы (группы) – «однокоренные жесты»
  • Идиомы (жестовые фразеологизмы)
  • Жесты, выражающие значение множественности, принадлежности, качества, оценки
  • Способы выражения пространственных, целевых, условных, причинно-следственных отношений

Коррекционно-развивающая работа

  • Обследование речи и слуха детей учителем-дефектологом
  • Обмен опытом между специалистами дошкольной группы и первого класса
  • Мониторинг слухового восприятия и произносительных навыков
  • Психолого-педагогическая диагностика дошкольников и учащихся 1 класса
  • Разработка рекомендаций учителем и воспитателем

Влияние акустических условий на слухоречевое восприятие

Расположение источника звука по отношению к ребёнку:

  • Если говорящий стоит спиной к ребёнку с нарушением слуха, можно считать, что расстояние увеличено в два раза

Если учитель объясняет материал урока и одновременно делает запись на доске, его речь будет неразборчива для ученика с нарушением слуха.

Расстояние:

  • Сила звука уменьшается по мере удаления от источника (плохо воспринимаются предлоги, окончания)

Формируется искажённый слуховой образ

Нарушения грамматического строя речи (девочка лесу собирала ягода)

Реверберация: процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях           «Эффект тени головы»

Шум: «маскирует» речь собеседника

           Формируется искажённый слуховой образ

          Нарушения грамматического строя речи

Обеспечение адекватных акустических условий

1. Расположение рабочего места ребёнка с нарушением слуха

2. Оптимальное расстояние для восприятия (не будет постоянным!)

3. Адекватный темп предъявления речевого материала (либо альтернативные приёмы)

4. Ведущий способ – слухо-зрительное восприятие

5. При необходимости – использование наглядных опор

6. Исключать одновременное проговаривание материала детьми

7. Выделение голосом наиболее важной информации в речи

Музыкальная стимуляция

         Музыкальная стимуляция – одно из ведущих направлений верботональной методикию

«Музыкальная стимуляция» - «Ритм через движение»

Музыкальная стимуляция- совокупность двигательных и вокальных упражнений, направленная на гармоничное слухоречевое развитие ребёнка с нарушением слуха.

Основа музыкальной стимуляции – музыкальная считалка, в которой прослеживается определённая ритмическая структура и все просодические качества речи (темп, интонация, речевое дыхание, голос, ударение, пауза и т.д.)

Одним из важнейших компонентов музыкальной стимуляции является постановка правильного фонационного дыхания, которое вырабатывается при помощи регулярных упражнений, что способствует выработке нового физиологического динамического стереотипа.

Ещё одним важным компонентом музыкальной стимуляции является использование упражнений, направленных на формирование у детей умений расслабляться и, наоборот, напрягаться.

Главной целью музыкальной стимуляции является улучшение восприятия мозговыми структурами ребёнка существенных факторов речи(ритма, мелодики, напряжения, временной организации, паузации, акцентировки).

Музыкальная стимуляция является эффективным средством слухоречевого развития детей с нарушение слуха, направленная на решение таких задач:

  • Развитие слухового восприятия
  • Развитие речевого дыхания
  • Стимулирование спонтанной речи через игровые ситуации
  • Вызывание естественных голосовых реакций в вокализациях
  • Развитие макромоторики и микромоторики движений
  • Развитие способностей напрягать и расслаблять мышечный тонус
  • Развитие внимания, зрительной, тактильной и музыкальной памяти
  • Формирование навыка управления динамикой и высотностью голоса
  • Развитие чувства ритма (используя ритм ходьбы, хлопков, шлепков, танцевальных движений) в освоении ритмических структур

Занятия по музыкальной стимуляции включают:

  • Работу над дыханием
  • Работу над голосом – вокализация гласных
  • Работа над иррациональной считалкой
  • Работа с полуиррациональной считалкой, в которую включены слова с рациональной считалки
  • Работа над рациональной считалкой
  • Работа над словом, предложением, интонацией
  • Восприятие материала на слух

Основы музыкальной стимуляции –

         Музыкальная считалка, в которой прослеживается определённая ритмическая структура и все просодические качества речи (темп, интонация, речевое дыхание, голос, ударение, пауза т.д.)

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей используются следующие виды считалок:

Иррациональные считалки – это ритмически организованные структуры, составленные на каждый звук и имеющие свою слоговую прогрессию от простых до более сложных «логотомов» (слогов): па, ба, ма, та, да, на, ва, фа, ка и т.д.

Иррациональная –та – тата – та

то_ то_

та – тата – та

                                     то_ топ_

         Рациональная считалкасчиталка, которая несёт в себе речевой смысл. Структура этой считалки составляется из слов, полученных в ритмической и фонетической прогрессии. Это стихи, песенки, потешки имеющие чёткий ритм.

Рыба в озере жила

Червяка она нашла

Лоп – лоп

Чок – чок

Очень вкусный червячок

         Полуиррациональная – это ритмическая структура, состоящая из двух частей. Первая часть – иррациональная и служит фонетической и ритмической подготовкой для второй – рациональной (речевой) части. В неё вводится слово с отрабатываемым звуком.

А – ци  а – ци

Цветы цветы

А – цу а – ци

Цветут цветы

А ци – ци – ци   ци

Завяли цветы

Музыкальная стимуляция имеет огромное значение в исправлении многих нарушений речевой деятельности, позволяет оказывать многоуровневое коррекционное воздействие на нарушения голоса и речи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.