Обзор материалов по вопросам специального образования,
опубликованных на страницах периодической печати
в октябре 2024 года
«Знамя юности»
№ 41 от 10.10.2024года
«Неудобный» ученик, или готовы ли школы
к детям с СДВГ ?
Такой ребёнок есть почти в каждом классе. Он выкрикивает с места и залезает под парту. Говорит, когда надо слушать, и ходит по кабинету, когда просят посидеть. Его плохо воспитали родители или учитель недостаточно понятно объяснила школьные правила? Вероятнее всего, у ребёнка – синдром дефецита внимания с гиперактивностью. Как в нашей стране помогают детям с СДВГ? Готовы ли школы к таким неудобным ученикам? И какие педагогические лайфаки действительно работают? с.12
Виктория Крупенькова.
«Настаўніцкая газета»
№ 69 от 10.09.2024
Напоўніць кожны момант сэнсам
Калі верыць фільмам, то дзеці, у якіх дыягнаставаны аўтызм, баязлівыя інтраверты, якія не ўмеюць паводзіць сябе з аднагодкамі, але любяць вучыцца.
Пра тое, ці з’яўляецца гэта праўдай і чаму для гарманічнай сацыялізацыі такім школьнікам абавязкова трэба знаходзіцца ў адным классе з равеснікамі, расказвае дацэнт кафедры педагогікі Брэсцкага дзяржаўнага ўніверсітета імя А.С.Пушкіна Алена Феліксаўна Сівашынская.с.9
Наталля Сахно.
№ 79 от15.10.2024года
Радавацца кожнай усмешцы дзіцяці
Дзейсная дапамога асаблівым дзецям і іх бацькам: Гродзенскі абласны ЦКРНіР развівае традыцыйныя формы выхавання і навучання і прапаноўвае новыя.
Плённае супрацоўніцтва
Цэнтр наведваюць 11 дзяцей з аўтызмам. Яны вучацца ва ўстановах горада, а ў ЦКРНіР для іх праводзяцца карэкцыйныя заняткі.
Трэнінгі для дарослых
Спецыялісты центра распрацавалі трэнінгі для бацькоў, якія выхоўваюць дзяцей з СДУГ – сіндромам дэфіцыту ўвагі і гіпеактыўнасцю.с.6
Ірына Анікевіч.
№ 81 от22.10.2024 года
Разговорить ребёнка
Как описательный рассказ помогает обучать детей с тяжёлыми нарушениями речи. с.6
Тамара Невмержицкая,
воспитатель детского сада № 19 Мозыря
«Жыццё Палесся»
№ 121 от19.10.2024года
Плечо отца – лучшая опора
Папы особенных детей отцовской любовью и мужской защитой доказывают, что каждый ребёнок- это счастье, данное Всевышним
Печальная статистика свидетельствует, что в подавляющем числе случаев, когда в семье рождается ребёнок с особенностями, отцы уходят из семьи, не в силах выдержать эмоциональные и психологические нагрузки.
Тем интереснее и поучительные откровения (на условиях анонимности) двух любящих отцов из Мозыря, которые растят особенных детей с аутизмом и доказывают, что «мужчина никогда не стоит так высоко, как тогда, когда опускается на колени, чтобы помочь своему ребёнку». с.5
Людмила Липницкая.
«СБ Беларусь сегодня»
№ 205 от19.10.2024года
Кто такие тьюторы и почему в них так нуждаются
особенные дети
Семиклассник Алексей Ананьев с виду обычный, немного хмурый подросток. Усиленно занимается программированием, талантливо играет на фортепиано. Вот только Лёша из тех ребят, которым в силу психофизических особенностей доступны далеко не все радости школьных лет. Чтобы ребёнок с синдромом Аспергера и частичной глухотой ходил на обычные уроки, проделана неимоверная работа врачами, родителями, педагогами и, конечно, тьютором – воспитателем персонального сопровождения Валентиной Алешиновой, которая стала для мальчика самым надёжным напарником.с.21
Ольга Вальченко.
«Спецыяльная адукацыя»
№ 3
Прафесійнае абмеркаванне
3 Волченков В.С., Невдах С.И., Феклистова С.Н., Хитрюк В.В. Рекомендации по разработке содержания примерных (типовых) учебных программ для подготовки педагогических работников, реализующих принцип инклюзии в образовании.
Час. Падзея. Асоба
18 Логинова И.Н. 95 лет со дня рождения Клары Гавриловны Ермиловой – основоположницы научной школы белорусской дефектологии.
20 Юбилей. Владимиру Анатольевичу Шинкоренко – 70 лет!
Вынік даследаванняў
21 Веренич С.В. Принципы адаптивного биологического управления.
26 Гайдукевич С.Е., Жевнерович А.А. Компетентностно-ориентированные учебные задания как средство формирования зрительных сенсорных представлений у обучающихся дошкольного возраста с нарушением зрения.
36 Логинова И.Н., Соболевская И.А. Формирование умения образовывать сложные слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
43 Таболина Л.В. Взаимодействие педагогических работников учреждения дошкольного образования по предупреждению нарушений письма и чтения у детей с общим недоразвитием речи
Эксперыментальная і інавацыйная дзейнасць
50 Архипец Л.А., Шухрай Н.А., Брыкова А.С. Использование многофункциональных игровых пособий на коррекционных занятиях с учащимися с расстройствами аутистического спектра
Метадычная скарбонка
58 Шинкаренко В.А., Брыкова А.С. Планирование и особенности методики проведения урока трудового обучения учителем-дефектологом класса интегрированного обучения и воспитания
№4
Прафесійнае абмеркаванне
3 Русецкий Е.Ф., Еленский Н.Г., Зеленко О.В., Стуканов В.Г., Хруль О.С. Национальная стратегия развития инклюзивного образования до 2030 года
Час. Падзея. Асоба
20 Закону Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» – 20 лет
Вынік даследаванняў
23 Веренич С.В. Методы биологической обратной связи
29 Мамонтова К.В. Коррекционно-развивающий потенциал музыкального воспитания детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
37 Павлович Е.Н., Феклистова С.Н., Хитрюк В.В. Обеспечение физической доступности образовательной среды глазами участников образовательного процесса: результаты эмпирического исследования (часть 1)
Метадычная скарбонка
43 Обуховская Е.А., Семёнова Л.В., Ярош Т.В. Интерактивный плакат “Мой дом” как средство формирования социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
51 Ишмуратова Е.М. Основные идеи и подходы при обучении математике с использованием системы “ Нумикон”
У фокусе – расстройствы аўтыстычнага спектра
57 Плешко О.В., Якуш О.О. Формирование социокультурных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра посредством использования полифункционального коррекционно-развиваюего комплекса
№5
Прафесійнае абмеркаванне
3 План мероприятий национальной стратегии развития инклюзивного образования на 2024-2030 годы (Проект)
Вынік даследаванняў
14 Цырулик Н.С. Профилактика и преодоление дискалькулии у обучающихся на первой ступени общего среднего образования
20 Павлович Е.Н., Феклистова С.Н., Хитрюк В.В. Обеспечение физической доступности образовательной среды глазами участников образовательного процесса: результаты эмпиритического исследования (часть 2)
26 Баль Н.Н., Волченков в.С., Светлакова О.Ю. Дислексия глазами педагогов
Сям’я асаблівага дзіцяці
34 Горонина Т.П. Стратегия взаимодействия с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением развития на разных стадиях принятия
Метадычная скарбонка
39 Дроздова Н.В., Алексеева В.А., Пекарчик М.В. Формирование умений пересказывать у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники
48 Телепень Т.С. Развитие речи детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством трудового воспитания
53 Чаплыгина Е.З., Позняк М.Н. Использование адаптивной модели социо-игровой технологии в работе с учащимися с нарушениями интеллекта
У фокусе – расстройствы аўтыстычнага спектра
59 Ярославская Е.Г. Квестбук как предварительная работа перед реальной экскурсией в музей для детей с ОПФР