Содержание
- Программные требования по образовательной области «Сенсорная стимуляция»
- Дидактическое пособие «Прозрачный мольберт»
- Игры для стимуляции тактильных ощущений на прикосновения
- Игры для стимуляция тактильной ощущений при соприкосновении частей тела ребёнка с материалами различной фактуры, температуры, плотности:
– игра «Пёрыщко»
– игра «Круглый, круглый»
– игра «Щекотка»
- Игры для стимуляции тактильных ощущений при выполнении сопряженных (полусопряженных) действия по обследованию различных предметов:
– игра «Водичка, водичка»
– игра «Поймай льдинку»
– игра «Наши ручки»
- Игра «Цветные дорожки»
- Игра «Дом из фигур»
- Игр и игровые упражнений по развитию слухового восприятия и внимания:
– игра «Тихо – громко»
– игра 2Найди картинку»
- «Белочке – шишки, свинке – жёлуди»
- «Колобки»
- «Расставь по цвету»
СЕНСОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ
Стимуляция — раздражение, приводящее к изменению (обычно к усилению) деятельности организма, его отдельной системы, органа или ткани.
Сенсорная стимуляция предполагает активную деятельность педагога при полной невозможности на данном этапе развития ребенка его активных действий. Педагог создает условия, чтобы были задействованы зрение, обоняние, осязание, слух и другие анализаторы. Это возможно при условии, если ребенка стимулировать (побуждать) к ощупыванию, рассматриванию, прислушиванию.
При организации занятий по образовательной области «Сенсорная стимуляция» нужно учитывать то, что развитие сенсорных действий не происходит само собой, оно формируется лишь в ходе специального обучения способам обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов, с многократным применением этих действий на практике.
Цель образовательной области «Сенсорная стимуляция» — обеспечение сенсорного развития ребенка посредством создания специальных условий, способствующих реализации потенциальных возможностей сенсорного развития воспитанников центра.
Задачи:
- развитие сенсорных функций; формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
- развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев рук, а также формирование пространственных и временных представлений и коррекции их нарушений во взаимосвязи с развитием эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового взаимодействия с окружающими.
Структура учебной программы по образовательной области «Сенсорная стимуляция». Учебная программа включает ряд разделов: развитие тактильного восприятия; развитие вестибулярного аппарата; развитие зрительного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие обоняния и вкуса.
Нужно иметь в виду, что не каждое действие педагога может быть принято ребенком. В особенности это актуально применительно к детям, у которых имеются аутистические нарушения. В первую очередь с таким ребенком требуется установить эмоциональный контакт. Что же касается новых сенсорных стимулов и предлагаемых действий, то они вводятся с максимальной осторожностью. Необходимо максимально отслеживать реакцию ребенка на них, а именно: не усиливают ли они аутистические проявления, например двигательные и речевые стереотипии, агрессию или самоагрессию и др.
При работе с гипервозбудимыми детьми рекомендуется снижать нагрузку на органы чувств, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми исключаются резкие переходы от одного стимула к другому.
При работе с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата, следует учитывать патологическое состояние кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации, хватания и манипулятивной деятельности. Для таких детей в комплекс развития вестибулярного аппарата необходимо включать пассивные движения, направленные на тренировку отдельных элементов целостного двигательного акта. Пассивные движения показаны детям, у которых произвольная двигательная активность еще недостаточно развита, а также детям с ограниченным объемом движений вследствие выраженного нарушения мышечного тонуса, контрактур. Пассивная гимнастика способствует выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозит содружественные реакции, предупреждает развитие контрактур и деформаций, стимулирует выработку изолированных движений. Пассивные упражнения следует повторять многократно, фиксируя внимание ребенка на их выполнении. Как только ребенок способен совершить хотя бы часть движения, следует перейти к пассивно-активной гимнастике. Педагоги должны привлекать внимание ребенка к выполнению задания, терпеливо и настойчиво добиваясь ответных реакций. При этом следует избегать чрезмерных усилий ребенка, что приводит обычно к нарастанию мышечного тонуса.
Занятия по формированию представлений о сенсорных эталонах у воспитанников Центра сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон этими детьми — значит выделить свойство различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д. Занятия с детьми проводятся с использованием элементов игровой деятельности. У воспитанников Центра отмечается несовпадение с сензитивными периодами, более медленный темп развития, поэтому ведущая деятельность в 3-4 года еще предметно-манипулятивная.