Содержание
- Программные требования по образовательной области «Коммуникация»
- Дидактическое пособие «Сделай так»
- Дидактическая игра «Моя семья»
- Пособие «Ловкие пальчики»
- Упражнение «Звуковая дорожка»
- Упражнение «Слоговая дорожка»
- Игра «Кто как говорит»
- Примерная тематика дидактических игр и упражнений:
- «Посмотри-угадай»
- «Кто там?»
- «Улыбнись, поклонись»
- «Помаши ручками»,
- «Моем ручки»
- «Ку-ку, вот и я!»
- «Набрасывание пелёночки»
- «Щекотание щечек»
- «Игры с пальцами»
- «Игрушки с писком»
- «Веселый язычок»
- «Звучащий рот»
- «Звуки с касанием»
- «Поговори со мной»
- «Пальчики на руках и ногах»
- «По кочкам, по кочкам»
- «Игра с салфеткой»
- «Открываем, закрываем»
КОММУНИКАЦИЯ
Коммуникация – процесс обмена информацией между людьми. Передача любой информации возможна при условии оптимального взаимодействия вербальных и невербальных средств. В реализации коммуникативного акта особое значение приобретает речь, благодаря которой ребенок становится полноценным партнером в общении со сверстниками и взрослыми, способным удовлетворить ряд социальных, эмоциональных и материальных потребностей.
Основной целью образовательной области «Коммуникация» является обучение коммуникации как основе нормализации жизнедеятельности, включение в социально-эмоциональное взаимодействие.
Программное содержание решает следующие задачи:
- формирование способности к зрительному и (или) слуховому сосредоточению на говорящем и (или) жестикулирующем коммуникативном партнере, «говорящих» и музыкальных игрушках, тактильно воспринимаемых и графических символах;
- распределению внимания между желаемым предметом и коммуникативным партнером (символом), символами в составе элементарных коммуникативных приспособлений;
- формирование способности к подражанию эмоционально-тактильным, жестовым и вербальным способам взаимодействия с коммуникативным партнером, его бытовым, соотносящим, орудийным и предметно-игровым действиям; соблюдению очередности при выполнении соответствующих имитационных действий в рамках эмоционального ситуативно-личностного, личностно-делового и предметного общения со взрослым;
- формирование понимания необходимости коммуникации, последствий коммуникативного поведения; символически заданной последовательности осуществления действий «сначала – потом», их завершенности в рамках конкретной, ежедневно повторяющейся деятельности; понимания полисемантичности содержания тактильно воспринимаемых и графических символов, жестов и слов в составе обращений и комментариев коммуникативного партнера;
- активизация соответствующего репертуара ответного коммуникативного поведения и формирование доступных ребенку социально приемлемых средств общения, самостоятельно инициируемых коммуникативных сигналов; формирование коммуникативных навыков и способности к их актуализации в различных ситуациях общения, связанных с необходимостью привлечения внимания к себе, другим людям, объектам и событиям; выражения принятия/согласия и отклонения/ несогласия, просьбы/требования; реализации выбора предмета и активности;
- социальной ответной реакции на обращения собеседника, комментирования, предоставления и запроса информации;
- выражения комфорта/дискомфорта, эмоциональных состояний и репертуара просоциального поведения.
Структура учебной программы по образовательной области «Коммуникация».
Учебная программа предусматривает следующие разделы:
«Внимание – Слушание», «Имитация – Соблюдение очередности», «Понимание – Ответы на коммуникацию», «Применение коммуникативных навыков – Диалог».
Приведенная категоризация не случайна, поскольку «Внимание» лежит в основе таких базовых составляющих коммуникации, как «Слушание», «Имитация» и «Соблюдение очередности». Они в свою очередь выступают предпосылками «Понимания» и «Ответов на коммуникацию», что в целом способствует «Применению коммуникативных навыков» и участию в «Диалоге». Каждый период обучения завершается примерной тематикой дидактических игр и упражнений, бесед.
Дидактическое пособие «Сделай так»
Данное пособие рекомендовано педагогам для работы с детьми с тяжёлыми нарушениями развития. Предназначено для использования на коррекционных занятиях воспитанников дошкольного возраста (от 3 до 8 лет), но, учитывая уровень актуального развития ребёнка, можно применять и с детьми более старшего возраста.
Дидактическое пособие «Сделай так» способствует формированию навыка имитации у воспитанников посредством сортировки предметов и изображений. Имитация (подражание) является трудной, но необходимой формой обучения, так как нарушение способности имитировать является одной из причин отставания ребёнка в развитии. Сортировка- наиболее доступный детям с ТНР вид деятельности, который можно применять как на занятиях по образовательным областям, так и на коррекционных занятиях.
Цель: формирование навыка имитации посредством сортировки предметов и изображений.
Данное дидактическое пособие «Сделай так» представляет собой набор предметов, игрушек и изображений для сортировки по разной лексической тематике (транспорт, овощи и фрукты, растительный мир, насекомые, животные, продукты, игрушки, музыкальные инструменты и т.д.) которые используются на коррекционных занятиях. Так же это пособие используется при обучении ребёнка таким сенсорным эталонам, как цвет, форма, величина, пространственная ориентировка.
Пособие состоит из трёх уровней сложности, но при использовании пособия учитываются индивидуальные возможности каждого ребёнка, педагог ориентируется на актуальный уровень развития воспитанника.
При сортировке в пособии используются корзинки и планшеты (не яркие, чтобы не отвлекали внимание ребёнка цветом при выполнении задания, а также для возможности применять эти корзинки и планшеты при обучении цвету). Применяется поощрение (ребёнок за правильное действие получает жетон, либо похвалу), так как это помогает понять воспитаннику правильность его действий, стимулирует его к дальнейшему взаимодействию со взрослым. При выполнении задания на каждом этапе педагог использует речевую инструкцию «Сделай так».
1 уровень сложности
Оборудование: парные предметы и игрушки, 2 подноса для предметов корзинки для сортировки, планшеты на одну и две ячейки.
Варианты использования:
-сортировка парных предметов по корзинкам (сопряжённо, затем с подсказкой). Это необходимо для обучения навыку сортировки;
-сортировка предметов по корзинкам (у ребёнка и взрослого одинаковые наборы предметов на подносах, одинаковое количество корзинок для сортировки). Ребёнок выполняет сортировку, ориентируясь на действия взрослого;
-сортировка предметов с использованием планшетов (на одно деление, затем на два деления). Корзинки заменяются планшетами. У ребёнка и взрослого одинаковые наборы предметов на подносах или в корзинках, одинаковые планшеты для сортировки. Ребёнок выполняет сортировку, ориентируясь на действия взрослого.
2 уровень сложности
Сортировка предметов и изображений с использованием планшетов (на два, затем на три деления). Корзинки заменяются планшетами, добавляются изображения. У ребёнка и взрослого одинаковые наборы предметов и изображений на подносах или в корзинках, одинаковые планшеты для сортировки. Ребёнок выполняет сортировку, ориентируясь на действия взрослого. По возможности с используемыми предметами выполняются действия по имитации; озвучиваются изображения, по возможности имитируются подходящие звуки, звукоподражания, повторяются слова.
3 уровень сложности
Сортировка предметов и изображений с использованием планшетов (на четыре, затем на шесть, девять делений). Задания усложняются увеличением ячеек на планшетах и количеством предметов. Ребёнку надо найти нужный предмет и повторить за взрослым его расположение на планшете. У ребёнка и взрослого одинаковые наборы предметов и изображений на подносах или в корзинках, одинаковые планшеты для сортировки. Ребёнок выполняет сортировку, ориентируясь на действия взрослого. По возможности с используемыми предметами выполняются действия по имитации; озвучиваются изображения, по возможности имитируются подходящие звуки, звукоподражания, проговариваются слова. Возможно использование пинцета.
Применяя пособие «Сделай так» на занятиях у детей формируется навык имитации, совместной деятельности, что является необходимым звеном для развития ребёнка. Благодаря использованию и озвучиванию предметов, игрушек, изображений расширяется понимание речи, обогащается пассивный (активный) словарь детей. Планшеты способствуют развитию внимания, ориентировки на листе, дают возможность знакомить детей с такими понятиями, как «вверху», «внизу». Благодаря разнообразию материала, применению планшетов разного уровня сложности пособие позволяет подобрать вариант использования для ребёнка индивидуально, ориентируясь на его актуальный уровень развития.
Фёдорова Ольга Адамовна,
учитель-дефектолог
Дидактическое пособие «Моя семья»
Использование изображения предмета, действия, признака предмета одновременно со словом- это одна из возможностей обучения не говорящих детей, либо детей, испытывающих затруднения в использовании коммуникативных навыков.
Пособие можно использовать для занятий с малышами с разным речевым уровнем развития. С его помощью дети расширяют свой пассивный (и, по возможности, активный) словарный запас, используя зрительную память, учатся применять его в практической повседневной жизни, а также у ребёнка формируются и расширяются представления о личных предметах гигиены, предметах одежды, вкусовых предпочтениях и т.д. Он учится понимать фразы и предложения, составлять их с опорой на изображение, описывать предметы.
Цель: способствовать составлению фразы и предложений с опорой на изображения.
Оборудование: Фотография семьи, предметные картинки и соответствующие им предметы: зубные щётки, расчёски; перчатки, шапки, носки, тарелки и т.д.; муляжи продуктов (яйцо, курица, кукуруза, банан и т.д.); игрушки: цыплёнок, лягушка, шарик, маракас, кубик и т.д.; изображения действий, признаков предметов и т.д.
Варианты использования пособия «Моя семья»
1) Нахождение предмета по цвету
*Ребёнку предлагается 4 планшета с фотографиями членов семьи и изображениями предметов личной гигиены (зубная щётка+ цвет, расчёска +цвет). У каждого своя зубная щётка и расчёска.
Где чьи предметы? (раскладываем возле планшетов с фотографиями нужные предметы гигиены).
*Разложить по местам одежду в соответствии с инструкцией из изображений (на 4 планшетах карточки с изображением одежды и цвета одежды)
2) Составление предложений
Вместе с ребёнком выбираем карточки, которые обозначают действие «есть» (предлагаются картинки, пиктограммы, фотографии ребёнка). Сортируем продукты (муляжи) в соответствии с инструкцией из изображений. На полосках: фотографии членов семьи+ карточка «есть»+ карточка продукта (проговаривание предложений с опорой на изображения).
3) Обмен предметами
Выкладывание просьбы из карточек (Кира+ я хочу+ маракас+ шарик)
4) Составление предложений- описаний
Ребёнку предлагается предметная или сюжетная картинка и набор подходящих по смыслу карточек- изображений. Ребёнок выкладывает на полоске карточки в соответствии с изображением, описывая предмет или действие (яблоко+ красное; девочка+ идёт)
5) Ответ на вопрос
Перед ребёнком расположены карточки, на которых изображено обозначение предмета, свойства (цвет, форма, величина), человека (девочка, мальчик), действия (ест, стоит, лежит, держит) и т.д. Педагог показывает ребёнку предметную или сюжетную картинку, ребёнок выкладывает ответ на полоске («Яблоко какого цвета?»- красное; «Девочка что делает?»- ест)
Фёдорова Ольга Адамовна,
учитель-дефектолог
Пособие «Ловкие пальчики»
Цель: формирование навыка имитации посредством тактильных игр.
Данное пособие представляет собой набор игровых заданий, которые используются на занятиях. Для привлечения внимания детей пособие изготовлено из материалов и предметов с разной тактильной поверхностью, что способствует повышению концентрации внимания при выполнении заданий, так как многие дети с ТНР испытывают потребность в тактильных ощущениях и предпочитают сенсорные предметы с разной фактурной поверхностью в свободной деятельности.
Пособие «Ловкие пальчики» помогает помимо имитации развивать мелкую моторику, изучать сенсорные эталоны, формировать совместное внимание, совместную деятельность, развивает коммуникативную деятельность, помогает расширять словарный запас детей, понимание речи, формирует представления пространственной ориентировки. Его можно использовать и как пальчиковую гимнастику.
Навык имитации формируется при выполнении следующих заданий (используется инструкция «Сделай так»): проведение пальцем, ладошкой по дорожке, контуру в разных направлениях (одним пальцем, разными по очереди), «шагание» пальчиками по дорожке, надавливание каждым пальцем на разные тактильные поверхности, дополнение изображения деталями, перемещение предметов, подбор предметов по цвету, выполнение заданий с использованием предлогов (на, под, над).
Фёдорова Ольга Адамовна,
учитель-дефектолог