Содержание
- Программные требования по образовательной области «Изобразительная деятельность»
- Примерная тематика дидактических игр и упражнений:
-«Палитра»
-«Смешиваем цвета»
-«Подбери цвет фруктам»
-«Трафареты»
-«Найди такой же»
-«Цветные баночки»
-«Составь букеты»
-«Дополни картинку»
-«Забавные фрукты»
-«Светофор», «Бабочка»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Изобразительная деятельность — это продуктивный вид деятельности, направленный на эмоциональное познание и отражение на плоскости или в объеме окружающего нас мира. Цель образовательной области — учить детей выделять, изучать и изображать предметный мир, явления природы, сезонно-временные изменения в природе, используя доступные приемы, способы работы и разные инструменты и материалы. При обучении изобразительной деятельности воспитанников Центра педагог подчиняет свою работу решению следующих задач:
- формировать умения заполнять рабочую поверхность линиями, цветом, создавая фон;
- формировать умения выделять предметы из ближнего окружения, изучать их с помощью организованных педагогом перцептивных действий, подбирать к ним соответствующие изображения;
- знакомить с разными способами создания объемных изображений (лепка, конструирование) и способами получения изображений условно плоских предметов или предметов, имеющих плоскую поверхность (оттиски, штамповка, аппликация и т. д.);
- формировать умения получать изображения традиционными и нетрадиционными способами;
- формировать умения выделять форму, конструкцию, пропорции предметов и изображать их;
- формировать умения в процессе совместных действий с взрослым выделять изобразительные средства и их возможности;
- формировать умения на действенном уровне группировать изображения по видам деятельности (постройки; пластические, живописные, графические, декоративные работы);
- формировать умения пользоваться шаблонами и трафаретами для получения разнообразных композиций;
- формировать умения группировать изображения по эмоциональному содержанию (по цвету);
- формировать умения работать с контурными плоскими моделями предметов и их частей;
- формировать умения выполнять изображения на заготовленном фоне в технике аппликации и коллажа; формировать интерес к изобразительной деятельности и доступным для детей произведениям изобразительного искусства;
- формировать представления об окружающем мире в процессе его изучения и изображения;
- формировать операционно-техническую сторону изобразительной деятельности;
- создавать условия для проявления эмоциональных переживаний (сопереживаний) в процессе изобразительной деятельности;
- формировать эмоционально-положительное отношение к продуктам изобразительной деятельности;
- формировать аккуратность в работе и бережное отношение к продуктам изобразительной деятельности, изобразительным материалам и инструментам.
Структура учебной программы по образовательной области «Изобразительная деятельность».
Учебная программа предусматривает следующие разделы: «Графика», «Живопись», «Лепка (скульптура)», «Конструирование», «Декоративноприкладная деятельность». В конце каждого раздела приведена примерная тематика занятий, а также примерные темы занятий по графике, живописи, лепке в зависимости от времени года. В живописи используются такие способы и приемы работы, как заливка, растяжка, заполнение поверхности листа разными по цвету, величине и форме пятнами, работа по мокрому, тычком, примакивание, набрызг, пальчиковая живопись. Получение изображений с использованием полиэтиленовых пленок, тканей, мятой бумаги, кристалликов соли и других материалов позволяет добиться результативности в овладении техникой работы жидкими материалами. Графика включает оттиски, штамповку, рисунок. Оттиски и штамповка позволяют демонстрировать детям перешифровку реальных плоских предметов и предметов, имеющих плоские поверхности в графические образы. Рисование позволяет знакомить детей с твердыми материалами и их возможностями, выполнять совместно с взрослым беспредметные изображения, а также перешифровывать реальные предметы в их изображения, с помощью цвета и линий изображать открытое пространство (части суток, сезонные изменения, природные явления), упражнять в выполнении целенаправленных действий пастельными и восковыми мелками, маркерами (концом или боковой поверхностью), добиваясь разной насыщенности и разной толщины линий, равномерного заполнения поверхности листа, упражнять в проведении разных по характеру линий, позволяющих создавать варианты композиций как предметных, так и пейзажных. На занятиях по лепке дети знакомятся со свойствами и возможностями пластических материалов, с пластическим, конструктивным и комбинированным способами лепки, разными приемами лепки, с рельефными изображениями. Конструирование как вид изобразительной деятельности предполагает выполнение конструкций из разных материалов и конструкторов по подражанию и показу, а также пользуясь графической и контурной схемами расположения элементов постройки (прикладывание элементов на графическую или контурную основу). В декоративно-прикладной деятельности выделяются такие техники работы, как штамповка, пальчиковая живопись, оттиски, аппликация, коллаж. Они используются для украшения геометрических фигур и плоских моделей предметов. Уместно комбинировать разнообразные техники, сочетать аппликацию и коллаж, выполнять аппликацию и коллаж на живописном фоне или вводить элементы аппликации и коллажа в лепные и живописные работы, соединять рисунок восковыми мелками с живописью акварелью и соответственно рисовать на живописном фоне, работать штампом и другими инструментами и материалами. На занятиях изобразительной деятельностью дети совместно с взрослыми упражняются в обследовании предметов и выполнении изображений с опорой на натуру (по поводу натуры), с опорой на образец, по подражанию и по показу. Специфическими являются методы: показа с пояснением, «рука в руке» (сопряженные действия); упражнений, сравнения, подвижной аппликации, убеждения. Каждая тема повторяется и выполняется в разных техниках на занятиях по всем видам деятельности: графика, живопись, лепка. Вариации и повторы позволяяют формировать у детей зрительные образы реальных предметов и их изображений. С каждым периодом обучения усложняются образцы, шаблоны и трафареты изображаемых объектов, повышается самостоятельность и активность детей.