Содержание
- Программные требования по образовательной области «Игра»
- Дидактическая игра «Коробка сюрпризов»
- Дидактическая игра «Забавные поля
- Упражнение «Тени»
- Упражнение «Чего не хватает»
- Упражнение «Дерево. Времена года»
- Примерная тематика игр:
«Наблюдение за большой и яркой игрушкой»
«Подержи игрушку»
«Делай, как я»
«Покатай игрушку»
- Игры с использованием стола-ванны для игр с водой, песком:
«Плавает- тонет»
«Игра с уточкой, корабликом»
«Бежит песок через ладошки»
«Следы на песке»
- Игры с предметами - орудиями:
«Звени, колокольчик!»
«Чашки и ложки»
- Дидактические игры:
«Спрячь шарик в ладошки»
«Соберем матрешку»
- Отобразительные игры:
«Игры-потешки с куклой»
- Сюжетно-отобразительные игры:
Сюжет «Жила-была кулка Маша»
- Игры-драматизации:
Сюжет «Кукла Маша и мишка - друзья»
ИГРА
Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.
Игра – основной вид деятельности ребенка.
Основной целью учебной программы по образовательной области «Игра» является формирование предпосылок игровой деятельности; целенаправленное обучение игре.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- привлекать внимание детей к окружающему (педагогу, игрушкам, предметам); расширять практический опыт детей, объем их знаний и представлений об окружающем мире;
- формировать интерес к игрушкам, предметам, игре как деятельности; знакомить с функциональным назначением игрушек;
- формировать последовательно целенаправленные предметно-игровые действия, отобразительные действия по подражанию, умение выполнять последовательную цепочку из 2—5 предметно-игровых действий совместно с педагогом и по подражанию (по возможности по образцу, по простейшей словесной инструкции);
- формировать эмоционально-положительное отношение к педагогу и желание сотрудничать с ним, используя как речевые, так и неречевые средства общения.
Структура учебной программы по образовательной области «Игра».
Учебная программа предусматривает следующие разделы: «Игры с природным материалом»; «Игры с бытовыми предметами-орудиями»; «Дидактические игры»; «Отобразительные игры»; «Сюжетно-отобразительные игры»; «Игры-драматизации».
Соблюдая преемственность, во втором периоде обучения вводят дидактические игры, игры с природным материалом, бытовыми предметами-орудиями; в третьем периоде остаются дидактические игры, игры с природным материалом, бытовыми предметами-орудиями, добавляются отобразительные игры; в четвертом и пятом периодах обучения появляются сюжетно-отобразительные игры, игры-драматизации. Для каждой группы определены основные задачи, примерная тематика игр. Утром в соответствии с расписанием занятия проводит учитель-дефектолог (игры с природными материалами, дидактические, отобразительные игры) и воспитатель (подвижные игры, отобразительные игры). Кроме того, во второй половине дня воспитатели организуют игры детей, принимая в них участие.
Необходимо обратить внимание на то, что замедленное формирование отдельных игровых действий приводит к тому, что ребенку недостаточно одной обучающей игры. Для того чтобы научиться, например, укладывать куклу спать или умывать ее, необходимо 3—4 недели учебного времени. Соответственно и перечень сюжетов, который может быть использован в течение учебного года, небольшой. Сюжеты в нем многократно повторяются, хотя образные игрушки применяются разные.
Таким образом, воспитанник Центра обучается переносу игровых действий с одной образной игрушки (например, куклы) на другую (например, мягкую игрушку – мишку, зайчика и т. п.). Игровые действия, направленные на формирование представлений об играх и взаимодействиях детей с использованием образных игрушек, многократно повторяются и расширяются.
Дидактическая игра «Коробка сюрпризов»
Цель: развитие мелкой моторики, речевое развитие, тактильное ощущение, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, развитие координации движений.
Многофункциональная дидактическая игра «Коробка сюрпризов» была изготовлена мною для реализации программных задач. Кто не любит сюрпризы, все, а дети вдвойне. Значит - эта игра будет в радость всем возрастам. Игра, на мой взгляд, способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению с взрослыми и детьми.
Одним из направлений является речевое развитие детей, расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, составление описаний и предложений.
Для развития мелкой моторики, для освоения признаков предметов, умение классифицировать, обобщать и закреплять, для усвоения и закрепления знаний, овладения способами познавательной деятельности.
В пособие входит две коробки разные по цвету, форме. Особенно интересна коробка с вязаным чулком, туда труднее добраться до предмета, наличие трудности и сюрприза ждущего в конце темного чулка позволяет надолго удержать внимание и интерес ребенка. Коробки можно наполнять любым материалом, это может быть природный материал, используемый для развития моторики, классификации. Могут быть геометрические фигуры, фрукты, овощи, различные игрушки. Дети с огромным удовольствие играют и как сюрпризный момент используют на учебных занятиях. Вариантов игры с « Коробкой сюрпризов» очень много. Положить один предмет в коробку и предложить ребенку описать его свойства и угадать, что это. Поместить несколько объектов сразу и попросить найти предмет, подходящий под описание. Поиск парных предметов. Можно играть и группой: один ребенок ощупывает предмет внутри коробки и называет его свойства, а остальные дети угадывают, что это такое.
Дидактическая игра «Камешки Марблс»
Марблс – это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.
Игры с камешками Марблс – это и физическое и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений, а также оказывают положительное влияние на психику ребенка. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Применение камешков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющих работать в разных направлениях. С одной стороны это решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, а с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.
Занятия с камешками лучше проводить в малых группах или индивидуально. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре
Цель: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуальное развитие детей; развитие моторики рук, мышления и речи детей.
Перечень упражнений с камешками «Марблс» и краткое их описание:
«Сортировка камешек»
Способ 1
В просторную емкость насыпаем разноцветные стекляшки. Предлагаем ребенку перекладывать камешки по одному в другую тарелку или мисочку. Делать это можно руками, ложечкой или ситечком, словно вылавливать рыбку.
Способ 2
Предлагаем ребенку разобрать камешки по цвету. В емкость насыпаются камешки двух цветов и перемешиваются. По показу или словестной инструкции ребенку предлагается разложить нужные по цвету стекляшки. В каждой емкости будет свой цвет. Красные стекляшки в одной емкости, а желтые в другой емкости.
Способ 3
Предлагаем ребенку разобрать камешки по размеру (маленький - большой). В емкость насыпаются камешки разные по размеру и перемешиваются. По показу или словесной инструкции ребенку предлагается разложить нужные по размеру стекляшки. В каждой емкости будет свой размер. Большие стекляшки в одной емкости, а маленькие в другой емкости.
Способ 4
Предлагаем ребенку разобрать камешки по форме (круглый (круг) – квадратный (кубик)). В емкость насыпаются камешки разные по размеру и перемешиваются. По показу или словесной инструкции ребенку предлагается разложить нужные по форме стекляшки. В каждой емкости будет своя форма. Круглые стекляшки в одной емкости, а квадратные в другой емкости.
«Заполни картинку камешками»
Педагог выбирает лексическую тему согласно своему планированию и к ней подбирается материал в виде картинок - предметов. Например: тема «Фрукты», «Игрушки», «Животные» и др.
Ребенку предлагается картинка, на которой изображен предмет. Он должен заполнить или выложить этот предмет по его контуру. Это способ позволяет закрепить знания по изучаемой теме.
Перечень игр с камешками «Марблс» очень разнообразен, перед вами представлены только некоторые из них.