Нравственно – трудовое воспитание детей 5-6 лет
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет воспитан дошкольников нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитании волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношении взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности в своих силах. Наблюдении показывают, что многим родителям свойственно недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко, дети проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствие родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднении в решении посильных задач. В беседах с родителями педагоги замечают, что взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы специальной подготовки - обучение чтению, счёту, письму, а воспитание таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Проведённые педагогические и психологические исследования позволили выделить основные показатели готовности ребёнка к школе, из которых наиболее важными являются общая нравственная воспитанность.
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости и недисциплинированности.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка-дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, которые ребёнок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна. Распространённый мотив совместного труда ребёнка с родителями - стремление к общению с ними «люблю с папой вместе делать что-нибудь», «мне с мамой всегда весело трудиться».
В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьём и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупки продуктов.
Отсутствие современных, особенно городских, семьях потребности в участии детей дошкольного возраста в хозяйственно - бытовом труде приводит к тому, что ребёнок ограничивается трудом по самообслуживанию. Отстранение ребёнка от участия в труде семье наносит урон его нравственному воспитанию. Таким образом, овладение младшими дошкольными трудовыми навыками - эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость. Социальная значимость труда воспитывает у детей чувство ответственности. В труде имеются условии обеспечивающие необходимость приложения ребёнком усилия, проявление настойчивости.