04.10.2022 года прошло заседание районного методического объединения учителей-дефектологов учреждений общего среднего образования по теме: «Использование технологии визуализации на учебных и коррекционных занятиях с учащимися с особенностями психофизического развития».
Цель методического объединения – повышение уровня профессиональной компетенции в сфере применения технологии визуализации на учебных и коррекционных занятиях учителями-дефектологами специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания, пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования.
Заседание прошло в форме семинара-практикума.
В теоретической части выступили:
Рафальская Марина Александровна, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №5 г.Мозыря» познакомила с современными средствами визуализации информации, которые можно использовать на учебных и коррекционных занятиях с учащимися с особенностями психофизического развития.
Кострова Анастасия Николаевна, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №2 г. Мозыря» поделилась эффективным опытом использования технологии визуализации на уроках математики с учащимися с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания. В своей работе использует такие приемы визуализации как облако слов и опорный конспект. Работа с облаком слов захватывает учеников, вызывает интерес, концентрирует внимание, побуждает к поиску, а также развивает у учащихся умение всматриваться, вызывает устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивирует учеников к учебной деятельности. Использование на уроках математики опорных конспектов, способствует наилучшему представлению информации, более точному и грамотному изложению материала, его усвоению и развитию мышления учащихся.
Лещенко Екатерина Николаевна, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №12 г. Мозыря» представила опыт работы по формированию информационной компетенции у учащихся с особенностями психофизического развития на уроках курса «Человек и мир» через использование приёмов визуализации: кроссенс, фишбоун. Показала, как приём кроссенса можно использовать на этапе закрепления знаний и на этапе определения темы урока. Отметила, что прием «Фишбоун» направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно – содержательной форме. Суть данного методического приёма – установление причинно-следственных взаимосвязей между объектами анализа и влияющими на него факторами.
Севрюк Марина Владимировна, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №11 г. Мозыря» в своей педагогической практике использует приёмы мнемотехники как на коррекционных, так и на учебных занятиях. Так на уроках русского языка для эффективного усвоения слов с непроверяемым написанием, использует метод эйдетизма или ассоциаций, мнемоквадраты, ребусы; на уроках литературного чтения - мнемодорожки, мнемотаблицы, коллаж, мнемоиллюстрации. Данные приемы эффективны при заучивании стихотворений, скороговорок, пересказе произведения, работе с загадками. На уроках курса «Человек и мир» и коррекционных занятиях активно применяет мнемотаблицы, мнемоиллистрации, коллажи, гексы при составлении описания изучаемого предмета. Предложила присутствующим самостоятельно составить мнемодорожки по пословицам, мнемотаблицы по загадкам и стихотворениям.
Роговская Каролина Сергеевна, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №9 г. Мозыря» в своей работе использует такие приемы визуализации как таймлайн (пособие «Рассмотри, придумай, расскажи», пособие «Конструктор предложений»), интеллект-карты (пособие «Колокольчик и наушники», пособие «Домик»). В рамках использования технологии визуализации в своей работе активно использует мультимедийные презентации и компьютерные программы, игры.
Клименко Анастасия Викторовна, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №2 г. Мозыря», представила авторское пособие «Ларец-словарец», которое можно использовать при изучении словарных слов на уроках русского языка для формирования орфографического навыка у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Данное пособие оформлено в виде деревянного ларца с ламинированными играми внутри, что позволяет многоразовое использование. Для работы с играми используются маркеры и фонарик. Работа по освоению написания словарных слов с использованием пособия строится поэтапно. Каждому из этапов подобраны соответствующие игры со словарными словами. Представленный материал может быть использован в практике учителей-дефектологов и учителей начальных классов по развитию орфографического навыка при изучении словарных слов на уроках русского языка.
Трофимович Юлия Викторовна, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №16 г. Мозыря» провела мастер-класс «UGRADE мозга – как подружить две половинки крепкого орешка?» с целью повышения профессионального уровня учителей-дефектологов и обменом опыта по использованию нейропсихологических и кинезиологических приёмов для активизации межполушарного взаимодействия у учащихся с речевыми нарушениями. Упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие крупной и мелкой моторики, развитие межполушарных связей, одновременное использование речи и движений. Познакомила с некоторыми упражнениями разработанного комплекса (упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Фонарик», «Ухо-нос», «Ленивые восьмёрки», «Перекрёстные шаги»).
В заключительной части методического объединения учителя-дефектологи пришли к единому мнению, что использование метода визуализации на уроках и коррекционных занятиях не только иллюстрирует материал, но и стимулирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся, способствует формированию навыков коммуникации и развитию речи в целом.