26.05.2022 года прошло заседание районного методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи, специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания учреждений дошкольного образования по теме: ««АВА терапия, как метод коррекции в логопедии»»
Заседание прошло в режиме онлайн.
Цель методического объединения – повышение уровня профессиональной компетентности учителей-дефектологов через ознакомление содержания коррекционных занятий с учётом потребностей детей с аутистическими нарушениями и прикладного анализа поведения к детям с особенностями психофизического развития.
В теоретической части выступили учителя-дефектологи:
Гагарина Екатерина Васильевна (учитель-дефектолог ГУО«Ясли-сад № 35 г.Мозыря»») рассказала о качественном своеобразии психофизического развития детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями обусловливающими модификацию и адаптацию содержания образования, средств и условий его реализацию, а также определенные требования к содержанию коррекционных занятий с учетом особых образовательных потребностей детей с аутистическими нарушениями (наращивание знаний и умений в контексте, уменьшение объема разовой дозы учебного материала, визуализация материала, повышенное внимание к социальной практике, необходимостью усиления компенсаторной основы их обучения).
Рассказала о ведущих направлениях в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с аутистическими нарушениями, о диагностической основе определяющей уровень сформированности социального поведения, навыков коммуникации и взаимодействия.
Отметила, что в начале работы целью становится не обучение, а установление контакта с воспитанником.
Обратила внимание, что коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста с аутистическими нарушениями могут иметь традиционную структуру, объединяющую пять основных этапов. Отметила, что эффективность коррекционных занятий по формированию у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями навыков социального поведения может быть обеспечена при условии использования как традиционных методов обучения (словесных, наглядных и практических), так и специфических (сенсорной интеграции, социальных историй, видеомоделинга, структурирования и визуализации, обучающего взаимодействия, различения).
Рассказала, что к условиям эффективной реализации содержания коррекционных занятий относятся: насыщенность образовательной среды, адаптация дидактических материалов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, согласованность действий и влияния всех участников образовательного процесса, своевременность подкреплений, посильность заданий и учет функциональных возможностей воспитанников.
Отметила – одним из важных условий эффективности образовательного процесса с воспитанниками с аутистическим нарушениями выступает совершенствование взаимодействия с их родителями (законными представителями) с целью обеспечения единообразия воздействия, преемственности коррекционно педагогического процесса и закрепления полученных навыков в естественной среде.
Доменкова Татьяна Петровна (педагог-психолог ГУО «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации») отметила, что АВА – это научная дисциплина, всесторонне изучающая поведение. А именно, что влияет на поведение, как поведение в свою очередь влияет на окружающую среду. Сам АВА имеет широкое применение и может применятся в различных дисциплинах. АВА – это практическая наука.
Рассказала, что для успешной терапии нужно две простые вещи. Для начала, понять – это из области практики. Понять, что нравится ребенку, что не нравится ребенку, нужно наблюдать и изучать. Эта информация понадобится для эффективных занятий. Это тестирование мотивационных стимулов, предпочитаемых активностей и т.д., таблица АВС, изучение функций поведения и много другое.
Принять – это из области психологии. Причитать, злиться, упрекать – это бессмысленная трата вашей энергии. У ребенка аутизм – это данность, зачем негативить. Принятие направляет энергию в нужное русло, надо принять то, что есть и с этим работать. АВА не занимается анализом причин аутизма. АВА занимается коррекцией последствий. АВА может изменить поведение людей, не важно в каком спектре аутизма находится ребенок, АВА фокусируется на конкретном поведении и пытается скорректировать его. Программа АВА всегда строится на индивидуальной основе. Родители могут самостоятельно под супервизией специалистов заниматься с ребенком.
Ознакомила, что визуализация ускоряет и упрощает понимание. И здесь колоссальное разнообразие по форме и содержанию. К визуальным стимулам относятся картинки, написанные слова, жесты, объекты окружающей среды, организация обстановки, графики, расписания, карты, ярлыки, временные линии, планеры и м.др.с системой коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях интегрированного обучения и воспитания из опыта своей работы.
Уминская Марина Александровна (учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 19 г.Мозыря»)продемонстрировала разработанное и апробированное авторское электронное средство обучения предназначено для детей старшей группы (5—6 лет) с целью проведения коррекционно-развивающих занятий «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С КОШКОЙ МУРКОЙ»..
Дидактическое пособие разработано в программе Microsoft Office PowerPoint, в которое входят:
1. Игра «Найди картинку».
2. Игра «Помоги котёнку».
3. Игра «Подбери противоположное».
4. Игра «Чей хвост?».
5. Игра «Подбери слова».
6. Игра «Измени слова».
Отметила, что оно решает такие задачи, как автоматизировать произношение звука [р], развивать фонематический слух, зрительное внимание, память, мышление, обогащать словарь.
Направлено на реализацию задач учебной программы дошкольного образования по образовательной области «Развитие речи».
Может быть использовано как педагогическими работниками учреждений дошкольного образования для использования на групповых и индивидуальных занятиях в специальной группе и на пунктах коррекционно-педагогической помощи, так и родителями. Время использования не более 10 минут.
Ссылка на игру https://disk.yandex.com/d/6qifn1pZI-Q4tA
Материалы методического заседания