ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
учебного занятия по изобразительной деятельности в классе ЦКРОиР
Учащиеся: тяжёлые и (или) множественные физические и (или) психические нарушения
Учитель-дефектолог: Татаринова Юлия Станиславовна, ГУО «Мозырский районный ЦКРОиР»
Тема: Волшебная осень. Печать листьями.
Задачи: Продолжать формировать у учащихся умение рисовать в технике «печать листьями», опираясь на операционно-технологическую карту. Развивать у учащихся навык социального взаимодействия, посредством пассивного и активного включения в музыкально-коммуникативные упражнения на различных этапах учебного занятия, посредством работы в группе, в паре во время практической работы учащихся. Воспитывать самостоятельность при выборе красок.
Оборудование: осенние листья, гуашь, баночки с водой, кисти, бумажные салфетки, листы альбомной бумаги, операционно-технологические карты для каждого учащегося, изображения формата А4 операций операционно-технологической карты; картинка, символизирующая «приветствие», звонок (колокольчик); изображения «осенние пейзажи»; гитара для аккомпанемента этапа релаксации, запись музыкального фрагмента для создания фона и сопровождения этапа практической деятельности; картинки-символы для музыкально-коммуникативных упражнений «Дождик»», «Солнышко», «Ветер дерево качает», шумовые музыкальные инструменты, осенние листья.
Этап учебного занятия |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
||
Деятельность учителя Виды работы, формы, методы, приёмы |
Деятельность учащихся |
Планируемый результат (формируется, развивается…) |
||
Организация учебного занятия |
Создание положительной эмоциональной основы деятельности |
Озвучивание начала урока. Музыкально-коммуникативное упражнение «Звонок» Учитель поёт, сопровождая пение звуком колокола: -Прозвенел звонок, начинается урок! |
Демонстрируют готовность к учебной деятельности, активизируются, слушают, воспринимают учителя |
Умение: - устанавливать визуальный контакт; - ориентироваться во временных рамках «начало урока». |
Приветствие Музыкально-коммуникативное упражнение «Привет, привет, привет!»Учитель поёт, сопровождая пение жестом и картинкой-символом: -Привет, привет, привет! Привет, привет, привет! Улыбнись, помаши мне в ответ! Саша, привет! Влад, привет! (и т.д., со всеми учениками класса) |
Вступают во взаимодействие (активное, пассивное), выражают положительные эмоции, здороваются жестом «приветствие», визуально контактируют с объектом приветствия |
Умение использовать для общения: -слово «привет», -жест «приветствие», -мимика «улыбка», -взгляд, визуальный контакт с учителем. |
||
Постановка задачи |
Загадка про осень Загадывает загадку, сопровождая текст соответствующими изображениями: Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора, Ветер сильно завывает, Это всё, когда бывает? -Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку. Так какая же сейчас пора года? (осень) |
Слушают учителя, выражая положительные эмоции, рассматривают изображения, сопровождающие загадку, отгадывают загадку |
Умение: -слушать учителя, - устанавливать визуальный контакт, -фокусироваться на изображениях, - прослеживать взглядом за сменой изображений, - пользоваться речью отгадывая загадку |
|
Основная часть |
Беседа о времени года и признаках осени. (беседа организована с включением музыкально-коммуникативных упражнений) -А давайте вспомним, какая бывает осень, какие признаки осени вы знаете, а помогут нам в этом музыкальные инструменты.(учитель приглашает учеников переместиться на ковёр, на котором лежат различные музыкальные инструменты) |
Слушают учителя, выполняют инструкции, взаимодействуют на фоне положительных эмоций, перемещаются на ковёр |
Умение -слушать учителя; -понимать и выполнять инструкцию; -эмоционально-положительно контактировать. |
|
-Посмотрите, перед вами лежат музыкальные инструменты, возьмите тот, который вам нравится, попробуйте как он звучит, послушайте как инструмент с вами разговаривает. -Какие признаки осени вы знаете? Предъявляет изображение «дождь» -Какой это признак осени? Да, осенью часто идут дожди. А как дождь с нами разговаривает? (кап-кап) (учитель на своём инструменте в спокойном темпе озвучивает дождь и предлагает ребятам тоже поучаствовать) |
Слушают учителя, выполняют инструкцию, вступают в активное взаимодействие, эмоционально-положительно контактируют. Активизируются, соотносят изображение с признаком осени, |
Умение: -осуществлять выбор инструмента, -брать (захватывать, удерживать) предложенный инструмент, -извлекать звуки из музыкального инструмента -фокусировать взгляд на изображении; -отвечать словом «дождь», «кап-кап»; |
||
Музыкально-коммуникативное упражнение «Дождик» в сочетании с приёмом «импровизация на музыкальных инструментах»(учитель поёт, сопровождая пение ритмичной игрой на инструменте, инициируя ребят к взаимодействию, изменению темпа игры ориентируясь на содержание): Дождик по земле идёт, кап, кап, кап. Дождик песенку поёт: «Кап, кап, кап!» Он быстрее зашагал кап, кап, кап, А потом побежал кап, кап, кап, кап, кап. Он быстрее побежал, кап, кап, кап, кап, кап. А потом он устал, кап, кап, кап. Очень сильно устал, кап, кап, кап. И идти перестал кап, кап, кап. |
Вступают во взаимодействие , подражая действиям учителя, эмоционально-положительно реагируют на взаимодействие |
Умение: - извлекать звуки из инструмента, -подстраиваться инструментом под изменение темпа, подражая учителю; -эмоционально взаимодействовать, -допевать, петь слова, словосочетания. |
||
-Ребята, дождик закончился, он устал, а после дождя – выглянуло что? (учитель предъявляет картинку-символ следующего признака, характерного времени года и она же символ упражнения «Солнышко»). -Давайте положим наши инструменты и поздороваемся с Солнышком. Музыкально-коммуникативное упражнение «Солнышко» (дети размещены напротив взрослого, учитель поёт, сопровождая пение улыбкой и соответствующими движениями, предусматривая зеркальный показ правой и левой руки) Выглянуло Солнышко поутру, поутру. Разбудило солнышко детвору, детвору. Рук правую поднимаем и рукою покачаем, Здравствуй, Солнышко! Здравствуй, Солнышко! Руку левую поднимаем и рукою покачаем, Здравствуй, Солнышко! Здравствуй, Солнышко! |
Вступают во взаимодействие , подражая действиям учителя, используют жест «приветствие», эмоционально-положительно реагируют на взаимодействие, |
Умение: -эмоционально положительно взаимодействовать; -фокусировать взгляд на изображении; -отвечать словом «солнышко», -использовать жест «приветствие»; -подражать действиям учителя, включая в работу последовательно правую, левую руку. |
||
(учитель предъявляет картинку – признак осени и она же –символ следующего упражнения) -Какой ещё признак осени вы знаете? (листья опадают с деревьев) Да, правильно, листики падают, кружатся, потому что ветер качает дерево, срывает листочки. И к нам прилетели листочки. (раздаёт учащимся осенние листья) Музыкально-коммуникативное упражнение «Ветер дерево качает» (Учитель поёт и выполняет движения по тексту, инициируя активность ребят) Ветер дерево качает, ветер листики срывает. Листик вниз полетел, отдохнуть захотел, Отдохнул, полежал и ветерок его поднял! (упражнение повторяется несколько раз для обогащения эмоциональных впечатлений и для достижения произвольного выполнения движения) |
Слушают, отвечают на вопросы доступным способом, соотносят изображение с признаком, вступают во взаимодействие , подражая действиям учителя, эмоционально-положительно реагируют на взаимодействие |
Умение: -соотносить изображение с признаком осени; -фокусировать взгляд на изображении -эмоционально положительно взаимодействовать; -ориентироваться в направлениях пространства вверх-вниз; -подражать действиям учителя; -выполнять одновременные действия двумя руками, имитируя движения листочка. |
||
- Молодцы, ребята, много осенних признаков мы вспомнили: и дождик, и солнце после дождя, и ветер, который качает деревья и срывает листочки. А давайте отправимся в путешествие в осеннюю страну, для этого нам нужно закрыть глаза, расслабиться и помечтать... Музыкально-коммуникативное упражнение «Музыка пришла» Учитель, аккомпанируя на гитаре поёт текст: Глазки закрываем, музыка пришла. Помечтают дети, помечтают. Пусть придёт к вам сказка волшебная И мечты пусть ваши исполняет. Помечтаем о далёкой стороне, Где качаются деревья в тишине, Где цветы растут небесной красоты, Где все люди счастливы и будь счастлив ты. -Открывайте глаза, наше путешествие завершилось. Что вы видели? (слушает ответы, за детей, которые не могут сказать, говорит учитель, рисуя словесную картину увиденного) -Ребята, а я увидела красивый осенний лес, который осень разрисовала разноцветными красками, вот такой (предъявляет учащимся рисунок, нарисованный в технике «печать листьями»). И сейчас я приглашаю вас сесть за парты и тоже нарисовать Осень с помощью осенних листочков, которыми мы будем печатать на белом листе бумаги (ученики перемещаются за парты) |
Слушают учителя, располагаются в удобной позе на ковре, пуфах, закрывают глаза, слушают пение учителя с закрытыми глазами Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями, эмоционально-положительно взаимодействуют. |
Умение: -слушать учителя; - положительно-эмоционально взаимодействовать; -располагаться в свободной, расслабленной позе с закрытыми глазами. Умение: -пользоваться речью, жестом для общения; -эмоционально-положительно взаимодействовать. |
||
Объяснение нового или повторение пройденного учебного материала |
Перед вами на столах лежат принадлежности, которые нам будут нужны для рисования: -Что лежит на столе? -Женя, покажи где кисть, где краски и т.д.? (для учащихся, которые не используют речь для общения) -А рисовать мы будем осенними листочками, которые прилетели к нам из волшебной страны, которую мы видели, когда закрывали глаза. Чтобы рисунок получился красивым, надо выполнять всё по порядку, не забегая вперёд, слушать учителя и стараться. Детям раздаются операционные технологические карты для совместной работы педагога и учащихся. Каждая операция операционно-технологической карты в увеличенном виде размещается на доске. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы доступным способом (слово, жест, мимика), соотносят слово с предметом (принадлежности для изобразительной деятельности) |
Умение: - включаться в деятельность, активизироваться, адекватно реагировать на обращённую речь; -расширять пассивный и активный словарь посредством называния (показа) принадлежностей для изобразительной деятельности; -адекватно воспринимать установки на предстоящую деятельность. |
|
Практическая работа учащихся |
Звучит фоном спокойная музыка. Учитель осуществляет контроль за выполнением практической работы учащихся, оказывая различные виды помощи. Действия выполняются последовательно, согласно операциям операционно-технологической карты. В ходе практической деятельности учитель использует похвалу, эмоциональное подкрепление активности. Учитель инициирует ребят к проявлению самостоятельности при выборе красок. Осень такая разноцветная, так много красок в этой поре года. Выбирайте ту, которая похожа на осень, не бойтесь ошибиться и т.д. |
Рисуют в технике «печать листьями», ориентируясь на операционно-технологическую карту, эмоционально-положительно взаимодействуют. |
Умение: -включаться во взаимодействие, эмоционально положительно заниматься изобразительной деятельностью; -координировать действия в системе глаз-рука; -ориентироваться в операционно-технологической карте и соотносить свои действия с операцией в карте; -рисовать в технике «печать листьями»; -принимать помощь, рисовать сопряжённо, рука в руке, самостоятельно. Воспитание самостоятельности при выборе красок |
|
Заключительная часть |
Подведение итогов и завершение работы |
Детские работы вывешиваются на доску. Оформляется выставка детских работ. -Ребята, чем мы занимались на уроке сегодня? Что понравилось больше всего?(слушает ответы). А мне понравилось то, как вы работали на уроке, как вы старались. То, как вы самостоятельно выбирали краски для осени. Катя, где твой рисунок? (просит каждого ученика найти и показать свой рисунок) -Какая красивая осень у нас в классе благодаря вашим рисункам. У меня такое хорошее настроение, потому что у нас всё получилось. Вы старались, аккуратно и не спеша рисовали, вы молодцы! Музыкально-коммуникативное упражнение «Звонок» -Прозвенел звонок, завершился наш урок! (звенит в колокол) |
Крепят свои рисунки на магнитной доске, слушают учителя, отвечают на вопросы доступным способом, находят свои рисунки среди других, положительно-эмоционально взаимодействуют. |
Умение: - устанавливать визуальный контакт; -слушать учителя, адекватно реагировать на похвалу; -находить свой рисунок среди других; -получать эмоциональное удовольствие от проделанной работы, от взаимодействия; - ориентироваться во временных рамках «завершение урока ». |