Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Конспект учебного,коррекционного занятия с использованием ЭСО

Дата: 4 июня 2021 в 20:46, Обновлено 5 июня 2021 в 11:01
Автор: Цандер А. В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 учебного занятия по изобразительной деятельности в классе ЦКРОиР

Учащиеся: тяжёлые и (или) множественные физические и (или) психические нарушения

Учитель-дефектолог: Татаринова Юлия Станиславовна, ГУО «Мозырский районный ЦКРОиР»

Тема: Волшебная осень. Печать листьями.

Задачи: Продолжать формировать у учащихся умение рисовать в технике «печать листьями», опираясь на операционно-технологическую карту. Развивать у учащихся навык социального взаимодействия, посредством пассивного и активного включения в музыкально-коммуникативные упражнения на различных этапах учебного занятия, посредством работы в группе, в паре во время практической работы учащихся. Воспитывать самостоятельность при выборе красок.

Оборудование: осенние листья, гуашь, баночки с водой, кисти, бумажные салфетки, листы альбомной бумаги, операционно-технологические карты для каждого учащегося, изображения формата А4 операций операционно-технологической карты; картинка, символизирующая «приветствие», звонок (колокольчик); изображения «осенние пейзажи»; гитара для аккомпанемента этапа релаксации, запись музыкального фрагмента для создания фона и сопровождения этапа практической деятельности; картинки-символы для музыкально-коммуникативных упражнений «Дождик»», «Солнышко», «Ветер дерево качает», шумовые музыкальные инструменты, осенние листья.

Этап

учебного занятия

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Виды работы, формы, методы, приёмы

Деятельность учащихся

Планируемый результат

(формируется, развивается…)

Организация учебного занятия

Создание положительной эмоциональной основы деятельности

Озвучивание начала урока.

Музыкально-коммуникативное упражнение «Звонок»

Учитель поёт, сопровождая пение звуком колокола:

-Прозвенел звонок, начинается урок!

Демонстрируют готовность к учебной деятельности, активизируются, слушают, воспринимают учителя

Умение:

- устанавливать визуальный контакт;

- ориентироваться во временных рамках «начало урока».

Приветствие

Музыкально-коммуникативное упражнение «Привет, привет, привет!»Учитель поёт, сопровождая пение жестом и картинкой-символом:

-Привет, привет, привет!

Привет, привет, привет!

Улыбнись, помаши мне в ответ!

Саша, привет! Влад, привет! (и т.д., со всеми учениками класса)

Вступают во взаимодействие (активное, пассивное), выражают положительные эмоции, здороваются жестом «приветствие», визуально контактируют с объектом приветствия

Умение использовать для общения:

-слово «привет»,

-жест «приветствие»,

-мимика «улыбка»,

-взгляд, визуальный контакт с учителем.

Постановка задачи

Загадка про осень

Загадывает загадку, сопровождая текст соответствующими изображениями:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Ветер сильно завывает,

Это всё, когда бывает?

-Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку. Так какая же сейчас пора года? (осень)

Слушают учителя, выражая положительные эмоции, рассматривают изображения, сопровождающие загадку, отгадывают загадку

Умение:

-слушать учителя,

- устанавливать визуальный контакт,

-фокусироваться на изображениях,

- прослеживать взглядом за сменой изображений,

- пользоваться речью  отгадывая загадку

Основная часть

Беседа о времени года и признаках осени. (беседа организована с включением музыкально-коммуникативных упражнений)

-А давайте вспомним, какая бывает осень, какие признаки осени вы знаете, а помогут нам в этом музыкальные инструменты.(учитель приглашает учеников переместиться на ковёр, на котором лежат различные музыкальные инструменты)

Слушают учителя, выполняют инструкции, взаимодействуют на фоне положительных эмоций, перемещаются на ковёр

Умение

-слушать учителя;

-понимать и выполнять инструкцию;

-эмоционально-положительно контактировать.

-Посмотрите, перед вами лежат музыкальные инструменты, возьмите тот, который вам нравится, попробуйте как он звучит, послушайте как инструмент с вами разговаривает.

-Какие признаки осени вы знаете?

Предъявляет изображение «дождь»

-Какой это признак осени? Да, осенью часто идут дожди. А как дождь с нами разговаривает? (кап-кап) (учитель на своём инструменте в спокойном темпе озвучивает дождь и предлагает ребятам тоже поучаствовать) 

Слушают учителя, выполняют инструкцию, вступают в активное взаимодействие, эмоционально-положительно контактируют.

Активизируются, соотносят изображение с признаком осени,

Умение:

-осуществлять выбор инструмента,

-брать (захватывать, удерживать) предложенный инструмент,

-извлекать звуки из музыкального инструмента

-фокусировать взгляд на изображении;

-отвечать словом «дождь»,

«кап-кап»;

Музыкально-коммуникативное упражнение «Дождик» в сочетании с приёмом «импровизация на музыкальных инструментах»(учитель поёт, сопровождая пение ритмичной игрой на инструменте, инициируя ребят к взаимодействию, изменению темпа игры ориентируясь на содержание):

Дождик по земле идёт, кап, кап, кап.

Дождик песенку поёт: «Кап, кап, кап!»

Он быстрее зашагал кап, кап, кап,

А потом побежал кап, кап, кап, кап, кап.

Он быстрее побежал, кап, кап, кап, кап, кап.

А потом он устал, кап, кап, кап.

Очень сильно устал, кап, кап, кап.

И идти перестал кап, кап, кап.

Вступают во взаимодействие , подражая действиям учителя, эмоционально-положительно реагируют на взаимодействие

Умение:

- извлекать звуки из инструмента,

-подстраиваться инструментом под изменение темпа, подражая учителю;

-эмоционально взаимодействовать,

-допевать, петь слова, словосочетания.

-Ребята, дождик закончился, он устал, а после дождя – выглянуло что? (учитель предъявляет картинку-символ следующего признака, характерного времени года и она же символ упражнения «Солнышко»).

-Давайте положим наши инструменты и поздороваемся с Солнышком.

Музыкально-коммуникативное упражнение «Солнышко»

(дети размещены напротив взрослого, учитель поёт, сопровождая пение улыбкой и соответствующими движениями, предусматривая зеркальный показ правой и левой руки)

Выглянуло Солнышко поутру, поутру.

Разбудило солнышко детвору, детвору.

Рук правую поднимаем и рукою покачаем,

Здравствуй, Солнышко! Здравствуй, Солнышко!

Руку левую поднимаем и рукою покачаем,

Здравствуй, Солнышко! Здравствуй, Солнышко!

Вступают во взаимодействие , подражая действиям учителя, используют жест «приветствие», эмоционально-положительно реагируют на взаимодействие,

Умение:

-эмоционально положительно взаимодействовать;

-фокусировать взгляд на изображении;

-отвечать словом «солнышко»,

-использовать жест «приветствие»;

-подражать действиям учителя, включая в работу последовательно правую, левую руку.

 (учитель предъявляет картинку – признак осени и она же –символ следующего упражнения)

-Какой ещё признак осени вы знаете? (листья опадают с деревьев) Да, правильно, листики падают, кружатся, потому что ветер качает дерево, срывает листочки. И к нам прилетели листочки. (раздаёт учащимся осенние листья)

Музыкально-коммуникативное упражнение «Ветер дерево качает»

(Учитель поёт и выполняет движения по тексту, инициируя активность ребят)

Ветер дерево качает, ветер листики срывает.

Листик вниз полетел, отдохнуть захотел,

Отдохнул, полежал и ветерок его поднял!

(упражнение  повторяется несколько раз для обогащения эмоциональных впечатлений и для достижения произвольного выполнения движения)

Слушают, отвечают на вопросы доступным способом, соотносят изображение с признаком,

вступают во взаимодействие , подражая действиям учителя, эмоционально-положительно реагируют на взаимодействие

Умение:

-соотносить изображение с признаком осени;

-фокусировать взгляд на изображении

-эмоционально положительно взаимодействовать;

-ориентироваться в направлениях пространства вверх-вниз;

-подражать действиям учителя;

-выполнять одновременные действия двумя руками, имитируя движения листочка.

- Молодцы, ребята, много осенних признаков мы вспомнили: и дождик, и солнце после дождя, и ветер, который качает деревья и срывает листочки. А давайте отправимся в путешествие в осеннюю страну, для этого нам нужно закрыть глаза, расслабиться и помечтать...

Музыкально-коммуникативное упражнение «Музыка пришла»

Учитель, аккомпанируя на гитаре поёт текст:

Глазки закрываем, музыка пришла.

Помечтают дети, помечтают.

Пусть придёт к вам сказка волшебная

И мечты пусть ваши исполняет.

Помечтаем о далёкой стороне,

Где качаются деревья в тишине,

Где цветы растут небесной красоты,

Где все люди счастливы и будь счастлив ты.

-Открывайте глаза, наше путешествие завершилось. Что вы видели?  (слушает ответы, за детей, которые не могут сказать, говорит учитель, рисуя словесную картину увиденного)

-Ребята, а я увидела красивый осенний лес, который осень разрисовала разноцветными красками, вот такой (предъявляет учащимся рисунок, нарисованный в технике «печать листьями»). И сейчас я приглашаю вас сесть за парты и тоже нарисовать Осень с помощью осенних листочков, которыми мы будем печатать на белом листе бумаги (ученики перемещаются за парты)

Слушают учителя, располагаются в удобной позе на ковре, пуфах, закрывают глаза, слушают пение учителя с закрытыми глазами

Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями, эмоционально-положительно взаимодействуют.

Умение:

-слушать учителя;

- положительно-эмоционально взаимодействовать;

-располагаться в свободной, расслабленной позе с закрытыми глазами.

Умение:

-пользоваться речью, жестом для общения;

-эмоционально-положительно взаимодействовать.

Объяснение нового или повторение пройденного учебного материала

Перед вами на столах лежат принадлежности, которые нам будут нужны для рисования:

-Что лежит на столе?

-Женя, покажи где кисть, где краски и т.д.? (для учащихся, которые не используют речь для общения)

-А рисовать мы будем осенними листочками, которые прилетели к нам из волшебной страны, которую мы видели, когда закрывали глаза. Чтобы рисунок получился красивым, надо выполнять всё по порядку, не забегая вперёд, слушать учителя и стараться.

Детям раздаются операционные технологические карты для совместной работы педагога и учащихся. Каждая операция операционно-технологической карты в увеличенном виде размещается на доске.

Слушают учителя, отвечают на вопросы доступным способом (слово, жест, мимика), соотносят слово с предметом (принадлежности для изобразительной деятельности)

Умение:

- включаться в деятельность, активизироваться, адекватно реагировать на обращённую речь;

-расширять пассивный и активный словарь посредством называния (показа) принадлежностей для изобразительной деятельности;

-адекватно воспринимать установки на предстоящую деятельность.

Практическая работа учащихся

   Звучит фоном спокойная музыка. Учитель осуществляет контроль за выполнением практической работы учащихся, оказывая различные виды помощи. Действия выполняются последовательно, согласно операциям операционно-технологической карты. В ходе практической деятельности учитель использует похвалу, эмоциональное подкрепление активности.

    Учитель инициирует ребят к проявлению самостоятельности при выборе красок.

Осень такая разноцветная, так много красок в этой поре года. Выбирайте ту, которая похожа на осень, не бойтесь ошибиться и т.д.

Рисуют в технике «печать листьями», ориентируясь на операционно-технологическую карту, эмоционально-положительно взаимодействуют.

Умение:

-включаться во взаимодействие, эмоционально положительно заниматься изобразительной деятельностью;

-координировать действия в системе глаз-рука;

-ориентироваться в операционно-технологической карте и соотносить свои действия с операцией в карте;

-рисовать в технике «печать листьями»;

-принимать помощь, рисовать сопряжённо, рука в руке, самостоятельно.

Воспитание самостоятельности при выборе красок

Заключительная часть

Подведение итогов и завершение работы

Детские работы вывешиваются на доску. Оформляется выставка детских работ.

-Ребята, чем мы занимались на уроке сегодня? Что понравилось больше всего?(слушает ответы). А мне понравилось то, как вы работали на уроке, как вы старались. То, как вы самостоятельно выбирали краски для осени. Катя, где твой рисунок? (просит каждого ученика найти и показать свой рисунок)

-Какая красивая осень у нас в классе благодаря вашим рисункам. У меня такое хорошее настроение, потому что у нас всё получилось. Вы старались, аккуратно и не спеша рисовали, вы молодцы!

Музыкально-коммуникативное упражнение «Звонок»

-Прозвенел звонок, завершился наш урок! (звенит в колокол)

Крепят свои рисунки на магнитной доске, слушают учителя, отвечают на вопросы доступным способом, находят свои рисунки среди других, положительно-эмоционально взаимодействуют.

Умение:

- устанавливать визуальный контакт;

-слушать учителя, адекватно реагировать на похвалу;

-находить свой рисунок среди других;

-получать эмоциональное удовольствие от проделанной работы, от взаимодействия;

- ориентироваться во временных рамках «завершение урока ».

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.