Большие трудности подстерегают родителей в вопросе полового воспитания в переходном возрасте. Каждый ребёнок с ограничениями, как и нормально развивающийся, уникален, поэтому не существует готовых рецептов для решения проблем. Поэтому необходимо осознавать, что сексуальность формируется с рождения и зависит от того, как родители и окружающие общаются с ребёнком‚ какими ценностями руководствуются.
В данном случае им полезно ответить для себя на следующие вопросы:
-разрешаем ли мы детям принимать самостоятельные решения?
-имеется ли в семье телесный контакт?
- позволяем ли мы подросткам выражать сексуальность?
- как мы реагируем, если ребёнок ласкает себя или мастурбирует? Сексуальность непосредственно связана с близостью, теплотой, чувственностью, эротикой и любовью.
Прикосновения и разговор по душам — вот два основных инструмента, которые помогают нам привить ребёнку сексуальность, самооценку и уважение. Поэтому для формирования здоровой сексуальности необходимо руководствоваться основными положениями: меня любят; я желанный ребёнок; моё тело принадлежит мне. Последнее положение особенно важно при формировании чувства стыда, когда ребёнок впервые понимает, что это его собственное тело, и никто другой не имеет право на него. Чувство стыда предполагает определение того, кто может видеть тело другого человека. И это первый шаг к осуществлению контроля за тем, кто имеет право прикасаться к телу. Для подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями психофизического развития чаще всего является нормальным, что посторонние люди прикасаются к их телу, когда осуществляют уход. И здесь важным является то, как воспринимаются наступление половой зрелости и первые-проявления сексуальности.
В этом возрасте подросткам многое запрещается. Однако все подростки переживают эту фазу взросления одинаково. Эмоциональные, физические изменения проявляются у всех в одинаковой форме. Но эмоциональные изменения чаще всего тяжелее переживают подростки с ограничениями, потому что их сексуальный интерес жестоко отвергается, а родители избегают разговоров на сексуальные темы. Именно поэтому подростки с ограничениями чувствуют себя в подобных ситуациях одинокими и отвергнутыми. Типичные состояния перемены настроения у них проявляются ещё более заметно. Подростки не готовы к изменениям в их теле, поэтому и характерны различные нарушения поведения: агрессия, самоагрессия, депрессия.
Таким образом, процесс взросления детей с ограничениями имеет определённые сложности. Для подростков с ограничениями, половое воспитание имеет огромное значение и определяется рядом причин: сексуального домогательства, нежелательная беременность при интимных контактах возможность заражения СПИДом. По результатам последних исследований, уровень заболевания этой страшной болезнью среди людей с нарушениями психофизического развития неуклонно растёт. Ведущие специалисты по сексуальному воспитанию считают, что сексуальность всегда связана с развитием гендерной идентичности. Если отрицать сексуальность, то подросток не сможет упорядочить собственные телесные и физические изменения: Он будет испытывать трудности в формировании собственных положительных представлений о себе как о взрослеющем мужчине (женщине). Если такие неправильные установки действуют в родительском доме или школе, то сексуальность подростков с ограничениями превращается в ограниченную сексуальность или не проявляется вообще. Людей с умственными ограничениями сильнее всего обижает, если мы его рассматриваем как бесполое существо или как человека, который не способен осознать, что он является мужчиной или женщиной. Половая принадлежность реализуется в отношениях. Коммуникация между такими же как он или отличными от него позволяет человеку наладить свою жизнь. Общество достаточно часто мешает людям с ограничениями реализовать характерный именно для них коммуникации и развития отношений. Поэтому мы рассматриваем «сексуальность» очень обширно, принимая во внимание весь огромный пласт чувственности и телесности. Сексуальность наполняется смыслом и рамки понимания жизни расширяются.
Родителям в период полового созревания детей с тяжёлыми и множественными нарушениями психофизического развития необходимо решить следующие задачи:
- предоставление простейшей информации о строении и функционировании органов человека от зачатия до смерти (через проведение коррекционных занятий учителем-дефектологом в условиях ЦКРОиР);
- формирование навыков интимной гигиены (через беседы, через проведение коррекционных занятий по вопросам интимной гигиены);
- обучение принятым в обществе способам снимать сексуальное напряжение (через консультирование специалистов ЦКРОиР);
-обучение умению обращаться за помощью к близким людям, когда этого требует ситуация.
Существует много различных мнений по поводу обучения снятию сексуального влечения с помощью мастурбации. По мнению немецких специалистов, мастурбация подросткам с ограничениями, безусловно, нужна. Это единственный способ таким детям снять сексуальное напряжение, предотвратить всплески агрессии.
Для того чтобы дать простейшую информацию детям с ТМНР по вопросам сексуального характера, нужно, чтобы родители владели этой информацией. Поэтому существенной частью полового воспитания является половое просвещение, которое представляет собой систему способов информирования, распространения знаний по сексуальному воспитанию.
И.П. Новик – воспитатель