Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Диагностические критерии подготовки детей на психолого-медико-педагогическую комиссию

Дата: 18 января 2016 в 12:35, Обновлено 29 января 2021 в 14:47

Диагностические критерии подготовки детей на психолого-медико-педагогическую комиссию

Г. А. Букарева,

учитель-дефектолог

Мозырского районного ЦКРОиР

Для организации эффективной коррекционно – педагогической помощи и определения условий получения образования особое значение имеет принцип комплексности и всесторонности изучения ребёнка с ОПФР.

Опыт последних лет показал, что имеется ряд проблем в определении диагностических критериев, а также в упорядочивании и согласовании терминологии для квалификации нарушений развития у детей и в выборе содержания образовательных программ специального образования и коррекционно – педагогической помощи. Одной из профессиональных компетенций учителя – дефектолога является компетенция в диагностической деятельности, которая предполагает владение знаниями и применение их для решения задач скрининговой и дифференциальной диагностики нарушений речи и развития, что позволяет специалисту планировать коррекционно – педагогическую работу на диагностической основе.

При проведении диагностики следует опираться на психолого – педагогические классификации нарушений речи, которые являются традиционными и устоявшимися.  

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Дислалия

Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи называется дислалией.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. К простым относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с, з, ц). Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих (ш, ж, ч,щ) - это сложная дислалия.

Чаще всего дефектными являются шипящие звуки ш-ж-ч-щ, свистящие - с-сь-з-зь-ц, р, ръ, л, ль. Реже нарушаются звуки к-къ-г-гъ-х-хъ<sub>у</sub> д-дъ-т~тъ, и<sub>г</sub> в-ф.

Если ребенок не умеет чисто произносить звук ш, то произношение звуков ж, ч, щ также страдает. Другими словами, обычно нарушается вся фонетическая группа звуков. Нарушение твердого согласного часто сопровождается искажением его мягкого варианта.

Проверка звукопроизношения ребенка

Примерный ряд слов для проверки звукопроизношения:

[с]         суп, сова, коса, усы, нос, лес;

[сь]       семь, синий, такси, апельсин, гусь;

  1.   зубы, замок, коза, язык;

[зь]    зима, земляника, магазин, газета;

[ц]     цапля, цепь, яйцо, лицо, кузнец, молодец;

[ш]    шина, шуба, машина, мышата, камыш, малыш;

[ж]     жук, жаба, ножи, одежда;

 [щ]    щука, щавель, ящик, овощи, вещь, лещ;

[ч]     чайка, часы, очки, ночка, мяч, дочь, ночь,

[л]      лук, лак, пила, молоко, пол, дятел;

[ль]      лимон, лев, пальма, полёт, боль, пыль;

[р]        рак, рука, корова, баран, пар, комар;

[рь]      рюмка, рёв, моряк, орехи, дверь, фонарь.

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Речь у такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразования и изменения темпа речи, ритма и интонации. Тяжелое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.

Выделяют так называемую стертую форму дизартрии. Дети со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Дефекты произношения заметны, но их часто смешивают со сложной дислалией. Однако при исправлении их логопеды встречаются с большими трудностями.

Риноладия

Ринолалия — это нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой  ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает  при расщеплении твердого и мягкого нёба (так называемая в народе «волчья пасть»), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого нёба.

При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.

ЗАИКАНИЕ

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата, При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.

Профилактика заикания (советы родителям)

  • Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.
  • Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.
  • Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).
  • Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи.  Нельзя перегружать ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.
  • Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда! Не опережайте его развитие!
  • Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребенка бабой-ягой, лешим и другими

сказочными персонажами.

  • Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.

АЛАЛИЯ

Алалия - полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить.

При сенсорной алалии  главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолаши - автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Мутизм - прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Такой диагноз ставится малышу, который вполне может и умеет говорить и тем не менее молчит. Мутизм встречается общий, при котором от ребенка нельзя добиться ни слова, и избирательный, когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определенном месте (например, в детском саду) или с определенным человеком.

Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения. Надо только понять, почему замолчал ребенок. Лучшие средства - нежность и доброта. Конечно, в каждом случае нужна консультация специалиста.

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

Детский аутизм - болезненное состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания, отстраняясь от внешнего мира. У такого ребенка отсутствуют элементарные бытовые навыки: он не умеет самостоятельно есть, умываться, одеваться и, конечно же, молчит. Данное заболевание возникает преимущественно у мальчиков в возрасте 1,5-2 лет.

Будьте внимательны! У детей, страдающих аутизмом, есть несколько отличительных особенностей:

  • они легко возбудимы, порой агрессивны;
  • разыгравшись, могут часами бегать по одному и тому же маршруту: от двери до стола, от стола на диван, с дивана к двери;
  • иногда ребенок предпочитает определенный вид продуктов, что совершенно не связано с его вкусовыми качествами (йогурт с этикеткой определенного цвета) и отказывается от любой другой предложенной пищи;
  • с первых месяцев жизни малыш избегает взаимодействия с взрослыми: не прижимается к матери, не протягивает призывно ручки;
  • для таких детей характерно чувство опасности. Малыш может бояться настольной лампы или черных ботинок. При этом совершенно не страшится ни высоты, ни собак.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

          (ОНР) - системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.

1-й уровень ОНР

характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»).

Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами: «туту»- поезд, «ляля»- кукла.

Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий: «биби» - машина, самолет, пароход, грузовик.

Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: «туй» (стул) — сидеть; «пать» (спать) — кровать.

Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова-предложения: «Дай» означает «Дай куклу» или что-либо другое.

Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.

Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова. Сложная слоговая структура сокращается: «аба» - собака, «алет» -самолет.

2-й уровень ОНР.

Дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В литературе этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи».

В речи детей появляется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены («лябака» - яблоко, «обуйчик» - огурчик).

Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы («Кадас ледит аепка» -Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов.

Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты («Ника ези а той» - Книга лежит на столе).

В речи детей нарушается согласование глагола и существительного («мачик сидят» — мальчик сидит, «иса безал» — лиса бежала), прилагательного с существительным («касный зезда» - красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют иди искажаются.

Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует.

Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков.

Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов. Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги («вимедь» - медведь, «лисипед» — велосипед).

Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

3-й уровень ОНР

 характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специ­альных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка.

Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться: отсутствие главных или второстепенных членов предложения («Папа забивает картину» — Папа прибивает гвоздь для картины.)

Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Но они все же есть; неправильно употребляются формы множественного числа существительных («ведры» - ведра, «ухи» - уши), смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода («лежит тапка»), неправильно согласуются существительные с прилагательным («красная солнце»), числительные с существительными («пять елки») и др.

По-прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые упрощаются: например, предлог из-за употребляется как из («из стола» вместо «из-за стола»).

Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выяснится незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ру­чей», «бретельки».

Нередки ошибки в словообразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно- ласкательные формы существительных («стулик» - стульчик), относительные прилагательные («коже-вый» - кожаный, «деевевая» - деревянная), притяжательные прилагательные («медведин хвост» - медвежий хвост), глаголы с приставками («зашивает пуговицу» - пришивает пуговицу).

Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме слов сложного слогового состава: «аквариа» — аквариум, «милицанер» — милиционер.

При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание.

Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.

Так же, при проведении диагностики,  следует учитывать принцип развития.

А именно:

- I ур. р. р. - диагностируется с 3 лет;

- II ур. р. р. – диагностируется с 4 лет;

- III ур. р. р. – диагностируется с 5 лет;

- НВ ОНР   -  диагностируется с 6 лет;

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.