Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ?

Дата: 31 марта 2016 в 20:32, Обновлено 18 апреля 2016 в 20:48
564 просмотра

«Мне кажется, что каждый родитель должен ответить на один принципиально важный вопрос: ваш ребенок "страдает" аутизмом или он "живет" с аутизмом?
Прошу вас, выберите "живет" вместо "страдает"».

Эллен Нотбом

ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ?

                                                                           

                                                                             Иовина О.М., учитель-дефектолог

                                                                             дошкольной группы

 

В 1942 г. психиатр Лео Каннер впервые использовал термин «аутизм» для обозначения особых трудностей в развитии коммуникативных и социальных навыков. Позже был введен термин «нарушения аутистического спектра», который объединяет аутизм, синдром Аспергера, Ретта, атипичный аутизм и др. Понятие «спектр» подразумевает группу состояний, при которых аутистические особенности проявляются в различных сочетаниях и с разной степенью выраженности. Слова «аутистический» и «аутизм» происходят от греческого слова «autos», что означает «сам». То есть, это слово указывает на изоляцию человека от общества.

 Аутизм – это уход от реальности, отсутствие или недостаток общения с внешним миром, неспособность установить эмоциональный контакт с окружающими людьми.

         Люди с  аутизмом не подходят под стереотип, они отличаются друг от друга.  Это объясняется тем, что:

- аутизм вызывает различные типы нарушений, и каждый может протекать в разной степени сложности;

- люди с аутизмом также могут иметь умственные ограничения разной степени сложности;

- человек с аутизмом обладает индивидуальностью, как и любой другой.

          Для постановки диагноза «аутизм» основным критерием является так называемая «триада аутизма»: нарушения социального взаимодействия, нарушения коммуникации, повторяющиеся и стереотипные элементы поведения. Для постановки диагноза  необходима междисциплинарная оценка. Нужно исключить серьезные нарушения слуха и зрения, когнитивные нарушения, некоторые генетические синдромы, последствия тяжелой эмоциональной депривации или стресса и т.д.

Причины аутизма

Точные причины нарушения пока ещё не установлены, однако последние исследования свидетельствуют о том, что аутизм вызывается биологическими факторами, причём существенное значение придаётся  генетической составляющей. Доказано, что не существует прямой  связи между отношением родителей к своему ребенку и развитием у него нарушений аутистического спектра.

Проявления аутизма

До настоящего времени остаются необъяснимыми изменения в центральной нервной системе, приводящие к такому типу обработки восприятия и, как следствие, к типу мышления и обучения, которые сильно отличаются от типов, имеющихся у людей, не страдающих аутизмом. Самым серьёзным отличием является то, что люди с аутизмом намного сильнее сориентированы на отдельные аспекты. Им тяжело распознать взаимосвязь между отдельными раздражителями и, следовательно, понять их значение. Вместо этого они воспринимают окружающий мир как огромное количество отдельных раздражителей, которые соседствуют друг с другом без всякой взаимосвязи и смысл существования которых им остаётся неясен.   

         Аутичный ребёнок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного ребёнка, иногда крайне туповатого, неловкого и неуклюжего, что вызывает непонимание и осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине, что значительно усложняет положение и его самого, и его родителей.

          В результате, такие родители чувствуют себя отверженными, одинокими, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребёнком, они начинают стыдиться своего ребёнка.

          Иногда детей, имеющих тяжёлые формы аутизма, не принимают ни в одно детское дошкольное учреждение, а при достижении ими школьного возраста сложно получить образование.

          Родители таких детей особенно сильно чувствуют себя несчастными. Живя в такой нервной стрессовой обстановке, испытывая безысходность и страх, некоторые родители срываются на ребёнка с аутизмом – кричат и бьют его.

Программы помощи

Сегодня не существует методов, позволяющих «вылечить» аутизм. Доказано, что программы ранней помощи, специального обучения, поддержка, оказываемая семьям, могут в значительной степени улучшить адаптацию ребенка к окружающему миру и помочь ему развиваться.Программу помощи следует составлять индивидуально для каждого ребенка, с учетом его особенностей, возраста и окружения, в котором он живет.

 

 

Программы помощи должны:

*    Способствовать социальному и коммуникативному развитию ребенка в любых ситуациях, в которых он может оказаться. Для многих детей с аутизмом использование дополнительной коммуникации (жесты, картинки, символы) служит мостиком к дальнейшему овладению речи, а для некоторых это остается единственным способом вступать в общение. Популярны также программы «структурированного обучения», помогающие сформировать представление о предсказуемости и стабильности;

*    Развивать когнитивные способности ребенка;

*    Помогать справляться с поведенческими и эмоциональными проблемами. Для того чтобы понять причины и справиться с нежелательным поведением ребенка, используются различные техники поведенческой терапии и анализа;

*    Развивать интересы и особые способности, которые проявляют многие дети с аутизмом.

 

Правило №1

Не предъявляйте к ребёнку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.

Правило №2

Признайте за ребёнком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребёнке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тётя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило №3

Пытаясь чему–то научить ребёнка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он всё выучит, и проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило №4

Глядя на своего ребёнка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он – то точно ни в чём не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

Правило №5

Ребёнок не требует от вас жертв. Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, от чего-то и придётся отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

                                      Он не лучше и не хуже их, он просто, другой...

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.