Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

2 апреля всемирный день распространения информации об аутизме

Дата: 31 марта 2018 в 09:13, Обновлено 31 марта 2018 в 09:36
Автор: Косуха С. В.

2 апреля всемирный день распространения информации об аутизме

Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители! Если вы читаете эту статью, значит вы не равнодушны к проблемам детей и семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития. По сложившейся традиции мы сегодня говорим об аутизме и о людях с аутизмом. Для большинства граждан нашей страны это совсем неизвестный термин, который они ассоциируют с чем-то опасным, а порой даже очень неприличным оскорблением. Это нормальная реакция на то, что нам непонятно, неясно.  Страх исчезает и приходит понимание, когда нам объясняют, знакомят, а лучше, если дадут еще и попробовать на ощупь и на вкус.  С аутизмом другая ситуация.  В наших силах сегодня распространить информацию о проблемах людей с аутизмом, рассказать о самом аутизме. Давайте вместе с вами попробуем разобраться в том, что нам известно и в чем мы заблуждаемся.

Миф первый.  Аутизм – это болезнь, а значит, можно вылечиться.

Факт. Аутизм – это состояние, отклонение, аномалия, расстройство развития. Аутизм представляет спектр состояний различной степени тяжести. Клинически аутизм очень разнороден.  К нему относят и детский аутизм, и атипичный аутизм, и синдром Аспергера и др. У каждого ребенка свое индивидуальное отклонение, требующее индивидуального подхода. Однако в тоже время, с чисто практической точки зрения, в коррекционной работе с детьми с различными формами аутистических расстройств есть немало общего, и как своеобразный компромисс между теорией и практикой возник термин – «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств.

Миф второй. Причинами аутизма являются: психологическая травма, вакцинация, холодное отношение родителей к ребенку, плохое воспитание, интоксикация тяжелыми металлами, слишком много телевизора и т.д.

Факт. Аутизм является врожденным.  Мы не знаем точно, что вызывает аутизм (ломкая Х-хромосома, зеркальные гены, факторы внешней среды, случайные мутации). Ведущие современные классификации рассматривают аутизм как общее (первазивное) нарушение развития (термин «первазивный» означает «всеохватывающий», «всепроникающий»). Это подчеркивает, что при аутизме страдает не какая-то одна или небольшое количество функций, а психика в целом, весь организм. 

Таким образом, дело не в воспитании, не в приобретённой душевной травме, которую, считалось, можно лечить регулярными обниманиями. И проведенная по возрасту вакцинация никакого отношения к аутизму не имеет.

Миф третий. Аутизм встречается очень редко. А также существует другое ошибочное мнение, аутизм – эпидемия

Факт. В систему образования поступает все больше детей с аутистическими нарушениями. Частота встречаемости РАС выше, чем изолированных глухоты и слепоты вместе взятых, чем синдрома Дауна или детских онкологических заболеваний, а последние десятилетия частота встречаемости РАС увеличивается. По большому счету только в начале 80-х начало приходить понимание, что это такое и как с этим бороться. Сейчас качество диагностики стало лучше и появилась статистика, которая показывает, что 1 из 68 детей страдают этим недугом. Причем у мальчиков эти отклонения в 4 раза встречаются чаще, чем у девочек.  РАС встречается среди всех расовых, этнических и социально-экономических групп населения.

Миф четвертый.  Аутизм только детский, взрослые люди им не страдают.

Факт. Система помощи снижает влияние аутизма на функционирование, но аутистические нарушения остаются на всю жизнь. Аутизм проявляется в первые годы жизни. Его можно заподозрить с 1-1,5 лет. И чем раньше начать терапию, тем благоприятней прогноз. Определяя и уточняя диагноз, специалисты получают возможность выстроить схему медицинского вмешательства и психолого-педагогические стратегии коррекции поведения и обучения. Цель помощи людям с аутизмом: добиться максимального уровня социальной адаптации, повышение уровня качества жизни, максимальной возможности реализации себя как члена семьи, а позже – как полноправного члена общества.

 Мы с вами можем иногда видеть на улице, в магазинах, в транспорте родителей с детьми. Наше внимание привлекает необычное поведение ребенка. Кто-то из нас не обращает на данные эпизоды внимание и идет по своим делам дальше, кто-то громко возмущается невоспитанностью чада и читает нотации нерадивой мамаше. Да, если еще детей с поведенческими особенностями мы встречаем и видим, то, к сожалению, взрослых мы стараемся вообще не замечать, реже осуждаем, а чаще всего считаем их недостойными нашего общества. Мы сегодня распространяем информацию об аутизме. А еще и том, что люди с аутизмом среди нас. И основная их сложность не аутизм и жизнь с ним, а проблемой для многих становимся мы с вами со своим непониманием и пренебрежительным отношением к ним, с ограничением их прав и возможностей. Мы должны признать право человека быть непохожим на остальных, быть собой, а не приближенной копией к «норме». Люди с аутизмом не нуждаются в сочувствии, им необходимо понимание и терпение с нашей стороны. Тогда, может быть, они нам позволят заглянуть в их мир и проявят интерес к нашей обычной жизни.

Коридор с прозрачными стенами

Аутичный ребенок идет сквозь мир, наполненный яркими сенсорными переживаниями, своим собственным, освещенным тусклым светом коридором. Стены этого коридора, незримо воздвигнутые ребенком, не пропускают ни света, ни звука. Коридор полон отголосков, отзвуков, отблесков. Отраженный от стен звук, эхо отраженной речи, пробивающиеся сквозь узкие щели в стенах полоски света проецируют на стены фрагменты событий реального мира.

Ребенок идет по этому коридору, наслаждаясь неуязвимостью и одиночеством. Даже если в реальности в этот момент мама ведет его за руку через давку московского метрополитена…

…В пустом коридоре, по которому идет ребенок, возникает человек, сперва как неясный, расплывчатый образ (призрак, фантом – поэтому он поначалу не так опасен, но пугает неясностью форм и намерений), становящийся все более и более ощутимым.

Человек берет ребенка за руку и начинает показывать ему объекты за стенами коридора, прояснять цельность их природы. Стены начинают изменяться, становиться все более прозрачными. За ними начинают угадываться объекты внешнего мира…

– Мы   не добиваемся полного разрушения стен – это слишком травматично. Мы не имеем права оставлять ребенка в беззащитном самоощущении. В идеале, узнав о существовании внешнего мира, ребенок научается регулировать «прозрачность» стен, изменяя этот параметр в зависимости от собственного состояния. Это обеспечивается ненасильственным характером «проникновения» взрослого в пространство ребенка. Если ребенок замирает, вслушиваясь в возникающие ощущения, взрослый делает паузу, покидая на время зону комфорта, – делится своими мыслями о сенсорной интеграции и о методе соматосенсорной коррекции Игорь Шпицберг, психолог, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.